Вероника Морозова
План по самообразованию в средней группе «Расширение и обогащение словарного запаса детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателей средней группы на 2018-2019 учебный год.
1. Ф. И. О. педагога – Морозова Вероника Валерьевна
2. Образование/категория – высшее/нет
3. Тема самообразования : расширение и обогащение словарного запаса детей средней группы.
4. Работа начата- 2018г.
5. Предполагается закончить- 2019г.
Публикация «План по самообразованию в средней группе „Расширение и обогащение словарного запаса детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
6. Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
7. Задачи:
- изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
- изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- разработать и подобрать дидактические игры и упражнения, способствующих речевому развитию.
8. Предполагаемый результат:
Воспитанники должны:
- самостоятельно объяснять правила игры
- самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
- отгадывать загадки
- подбирать к существительному прилагательное
- подбирать слова-антонимы
9. Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей : пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Формы работы
С детьми Самообразование С родителями
I этап
Организационно-диагностический
сентябрь
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции • Изучение нормативных документов
• Выбор и определение темы самообразования
• Планирование работы по теме самообразования Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»
II этап
Теоретический
Октябрь
Уровень сформированности звуковой культуры речи:
• «Повтори правильно»
• «Скажи чистоговорку»
• «Выдели первый звук в слове»
Уровень сформированности грамматической стороны речи:
• «Закончи предложение»
• «Прятки»
• «Сервируем стол» • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.
Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т. д.) Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)
III этап
Обобщающий
ноябрь
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
• «Послушай и скажи»
• «Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) :
• «Что бывает осенью?»
• «Один-много»
• «Назови ласково»
Игры для грамматического строя речи:
• «Подумай и назови»
• «Чего много»
• Мой-моя-моё-мои»
Игры для развития связной речи:
• «Дай определение словам»
• «Дай действия словам»
• «Наоборот» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
• Создание картотеки дидактических игр
• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности
декабрь
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
• «Чей голос»
• «Придумай своё слово»
• «Найди ошибку»
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря) :
• Магазин «Фрукты»
• «Кто во что одет?»
Игры для грамматического строя речи:
• «Наоборот»
• «Кто больше»
• «Какой предмет»
Игры для развития связной речи:
• «Четвертый лишний»
• «Кто у кого?» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
• Создание картотеки дидактических игр
• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
январь
• Упражнение на речевое дыхание «Ветерок»
Игры для грамматического строя речи:
• «Узнай игрушку»
• «Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи:
• «Угадай звук»
• «Используй каждое мгновение»
• «Вкус и запах»
• «Измени предложение»
«Кто это, что это?»
февраль
• Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»
Игры для грамматического строя речи:
• «Закончи фразу»
• «Какое это бывает»
• «Кто что делает»
Игры для развития связной речи:
• «Когда это бывает?»
• «Разноцветный сундучок»
• Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
• Создание картотеки дидактических игр
• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»
март
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
• «Чей голос»
• «Кто как кричит»
Игры для грамматического строя речи:
• «Назови одним словом»
• «Скажи наоборот»
• «Закончи фразу»
Игры для развития связной речи:
• «Чего не стало, кого не стало?»
• «Подбери разные слова»
• «Смысл слова»
• «Закончи предложение» Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
апрель
• «На чем дети катаются?»
• «Доскажи словечко»
• «Что за предмет?»
• Разучивание стихотворения по опорным картинкам Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»
май
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» Оформление работы в полном варианте Родительское собрание
«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»
ЛИТЕРАТУРА
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
7. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
8. htt :|\\detsad-kitty.ru, htt : \\ www.i-deti.ru
9. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования