Папки-передвижки

«Четыре стихии в Логопедии». Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников (5 фото)

Елена Стрыгина
«Четыре стихии в Логопедии». Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению чистой и грамотной речью до школы является особо актуальной, первостепенной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению мыслительных и интеллектуальных способностей, применение этих знаний в дальнейшем, которые включает в себя овладение ребенком связностью речи, лексико-грамматическим и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении новых подходов к коррекционной работе с неговорящими детьми:

в создании дополнительного образовательного инструментария для повышения интереса к логопедическим занятиям по запуску речи, устранению нарушений звукопроизношения и в дальнейшем развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) через инновационное дидактическое игровое пособие «Четыре стихии в Логопедии».

«Четыре стихии в Логопедии». Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников
Фото «Четыре стихии в Логопедии»

Вода, земля, огонь, воздух. Четыре стихии, которые лежат по некоторым представлениям в основе и человека, и мироздания. Из древне люди считали, что ими руководят боги, которым необходимо поклоняться. Позже – почитали и уважали эти могучие явления. В настоящее время, в эпоху науки и прогресса, человечество сумело сделать массу открытий, но обуздать и понять до конца эти четыре составляющих мира пока не под силу никому. Формирование в дошкольном возрасте элементарных представлений и понятий о воде, огне, земле и воздухе – основа физических, химических, географических, алгебраических, геометрических и других знаний в будущем. Умение ориентироваться в понятиях, осознание свойств явлений и отношений обогащают речь ребенка, делают ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Знания о роли стихий в жизни человека расширяют кругозор, развивают познавательный интерес.

С детьми старшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемая программа «Четыре стихии в логопедии» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Огонь. Можно рассказать, что огонь даёт тепло и позволяет приготовить пищу, освещает путь и жилище. Например, без него не произойдёт круговорот воды в природе. Огонь - это всегда костёр или свеча, это всегда юг, это всегда красный цвет и время года- лето, это топливо и движущая сила любой активности.

Вода. Вода -ценный продукт. Люди используют её для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, помещений, для стирки белья, для полива растений. Именно Вода ассоциируется с человеческим подсознанием, которое, словно море или безбрежный океан -никогда не дремлет. Вечная Стихия, в вечном движении, которая к тому же умеет впитывать и нести в себе всё то, что в неё закладывается. Именно Вода может быть Мёртвой и Живой, может быть Нулевой (замороженной, а потом оттаявшей). Именно данная Стихия имеет три состояния: жидкое, газообразное и твёрдое, ни про одну другую стихию такого не скажешь. Вода вбирает всю информацию и растворяет в себе. Это ее основное свойство.

Воздух. Воздух - это всегда нечто эфемерное, это мысль, зыбкая, как дуновение ветерка. Это интеллект, это хаос движения, это творческий процесс, это визуализация. В первую очередь воздух нужен, чтобы дышать. Без воздуха человек может прожить около 2ух минут. Также воздух нужен для производства шин, шаров, мячей. Воздух постоянно находится в движении, как во внешнем пространстве, так и во внутреннем. Он разносит полученную информацию порывисто, непостоянно и в соответствии с той средой, в которой он находится.

Земля. Земля является основой всех иных Стихий. Она всегда ассоциируется с нашим домом, ведь мы на ней живём, по ней ходим, бегаем, ездим, ползаем. Есть такое, да? Она ассоциируется у нас с чем-то надёжным, стабильным, плодородным, безопасным, незыблемым, с чем-то, что никогда не изменится. Земля — место обитания человека. Это фундамент-основа. Весь природный мир, вся растительность вокруг произрастает из земли. Например, деревья очищают воздух, фрукты и овощи, которые человек получает и употребляет в пищу, произрастают из земли.

Для знакомства детей с четырьмя стихиями можно предложить им рассортировать предметы, принадлежащие к разным стихиям.

Например: свечу, спичку, фонарик, воду в пузырьке, ракушки, игрушечные рыбки, кораблик, землю в пузырьке, кусочек глины, камни, пустую прозрачную баночку с крышкой, пёрышко, игрушечную птичку, воздушный шарик, бумажную ветряную мельницу. После сортировки вместе с ребёнком нужно проверить содержимое коробочек и обсудить, для чего нужен тот или иной предмет, какое значение он имеет для стихии.

Дошкольный возраст является благоприятным для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Развивающее инновационно- дидактическое игровое пособие подкреплено цветовой гаммой каждой представленной стихии, ее свойствами в природе, связующими образами и ассоциациями в неживой природе. Направленное на саморазвитие, самопознание через ассоциации расширение кругозора и успешную адаптацию к жизни в окружающем мире. Инновационное пособие ориентировано на создание условий для познавательного развития воспитанников, развитие их исследовательской деятельности; формирование и развитие их творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников; формирование здорового и безопасного образа жизни. Выдуманные герои Капелька, Облачко, Земелька и Огонек увлекают дошкольника в путешествие через систему развивающих и обучающих, увлекательных игр и упражнений по коррекции и развитию физиологического дыхания, совершенствованию артикуляционной и мелкой моторики, а так же тренировке звукопроизношения- в мир неживой природы «Четыре стихии» ВОЗДУХА, ВОДЫ, ОГНЯ и ЗЕМЛИ, которые помогут развить любознательность, познавательный и стойкий интерес к индивидуально- подгрупповым коррекционным занятиям; сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу; овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию и обогащению активного словаря, речевого высказывания и аргументированной речи; расширить кругозор через знания о роли стихий в жизни человека.

Пособие «Четыре стихии в логопедии» предполагает занятия естественнонаучной и коррекционной направленности по разделам:

№ блока Название серии, характеристика стихий Коррекционная направленность

Цветовая

гамма пособия

I «Вода» (дождь, облако, снег, лед, пар, водопад) Развитие и тренировка артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса Голубой

II «Воздух» (таинственный прозрачный, безвкусный, не имеет запаха и цвета, как условие жизни на земле) Развитие и тренировка дыхательных навыков Белый

III «Земля» (фундамент, основа, любое твердое вещество) Развитие и совершенствование мелкой моторики Зеленый

IV «Огонь» (свет, тепло, искра, молния) Запуск, звукоподражания, становление звуковой стороной речи (звукопроизношение) Красный

Цель и задачи обучающего пособия:

Основной целью является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами познавательно- исследовательской деятельности детей. Создание условий для закрепления знаний детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, огонь, земля во взаимосвязи их с развивающими логопедическими упражнениями и самостоятельным выбором применения их на практике, в продуктивной, инклюзивной деятельности.

Задачи: Образовательные:

• Познакомить детей с 4 стихиями природы в многообразии их проявлений и в связи с человеком через логопедическое пособие;

• Развивать и тренировать силу дыхания через специальные тренажеры, для постановки звуков, артикуляционный праксис и мелкую моторику;

• Развивать речь, от вызывания звуков до формирования фразовой и развернутой речи, совершенствовать звукопроизношение;

• Формирование речевой активности; классифицирование, сравнения и обобщающие понятия;

• Развитие и обогащение активного словаря, природоведческого;

• Расширять познавательный интерес детей через игровые приемы к индивидуально -подгрупповым занятиям логопеда;

• Обеспечить индивидуализацию для каждого воспитанника;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, всех компонентов речевой активности;

• Расширить круг предметов и явлений окружающей действительности;

Развивающие:

• Развивать познавательные и исследовательские способности и навыки;

• Расширять кругозор детей на занятиях;

• Развитие логических форм мышления;

• Развитие потребности активно мыслить, говорить;

• Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).

Воспитательные:

• Воспитывать усидчивость;

• Воспитывать внимательность, наблюдательность, уважительное отношение к миру, природе.

• Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Мы так же учли реализацию межпредметных связей по направлениям в соответствии с ФГОС ДО, ФАОП ДО:

Образовательная область («Развитие речи»)

1. Активизация активного и пассивного словаря;

2. Расширение словарного запаса и представления детей о явлениях окружающего мира (на примере четырёх стихий, многообразием их проявлений)

3. Формирование произносительной стороной речи (голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетаний, фразовая интонация со всеми её компонентами).

4. Фонетическое оформление речи и речедвигательных навыков.

5. Углублять, расширять представления о роли стихий в жизни человека.

6. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

7. Обучение детей развивающим и обучающим играм и упражнениям «Четыре стихии в логопедии».

8. Планирование своих действий в игровой ситуации, выполнять правила игры.

Образовательная область («Физическое развитие»)

1. Формирование у детей потребности в ежедневной, активной двигательной деятельности организма, отдельных его органов или частей, как влияние на речевую активность.

2. Формирование навыков речевого дыхания.

3. Воспитание выдержки, настойчивости в достижении результатов.

4. Развитие и совершенствование мелкой моторики с нетрадиционными материалами.

5. Совершенствование основных движений, путем введения новых сложно координированных видов.

6. Речевые паузы (физкультминутки).

Пособие состоит из четырех блоков:

I блок «Воздух» ассоциируется с развитием и тренировкой дыхания в логопедии, ассоциируется с дыхательными упражнениями, их развитием и тренировкой физиологического дыхания с помощью различных тренажеров.

II блок «Вода» подразумевает развитие и тренировку артикуляционной моторики и праксиса, ассоциируется с артикуляционными упражнениями и направлен на подготовку, тренировку и развитие мышечного праксиса, для правильного, четкого и красивого произношения звуков, развития мимической мускулатуры щек, языка, неба; которая полезна для детей с вялым звукопроизношением. Включает в себя: наглядную теоретическую и практическую базу -картотеку специальных упражнений, игровой инструментарий с проведением наглядных опытов с водой.

III блок «Земля» ассоциируется с мелкой моторикой

подразумевает развитие мелкой ручной моторики.

IV блок «Огонь» ассоциируется в логопедии со звуковой стороной речи, ассоциации с произносительной стороной речи, этапы его становления от вызывания звуков до формирования фразовой речи (звукопроизношение).

Применяя инновационное дидактическое игровое пособие

«Четыре стихии в Логопедии» в МБДОУ №105 «Антошка», мы демонстрируем практические умения и навыки применения упражнений, их воспроизведение позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Учитывая самостоятельный выбор воспитанников, все это способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных знаний и умений.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформируются умения и навыки выполнения самостоятельной работы с инновационным дидактическим игровым пособием «Четыре стихии в Логопедии»- оборудованием, правилами техники безопасности, правилами поведения при выполнении всех развивающих игровых заданий -упражнений.

1. сформированные знания у детей о неживой природе, о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

2. систематизированные знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;

3. сформированные знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;

4. привить уважительное отношение к стихиям.

5. проведение игры-развлечения «Знатоки четырех стихий».

Игры на тренировку и развитие физиологического дыхания Стихия «Воздух»

Игры с карточками на тему Стихия «Огонь»

. Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников - фото
Фото №1 В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению чистой и грамотной речью до школы является особо актуальной первостепенной

Игры с фонариком Стихия «Земля»

Фото №2 Причинами тому являются возросшие требования школ а особенно гимназий и лицеев к будущим первоклассникам
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Дерево  «Четыре сезона»Дидактическое пособие «Дерево  «Четыре сезона» Дидактическое пособие «Дерево – четыре сезона» Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных.

Дидактическое пособие «Четыре времени года»Дидактическое пособие «Четыре времени года» Особое место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает дидактическая игра, она имеет большое значение для воспитания в целом. Она.

Дидактическое пособие «Четыре времени года» в средней группеДидактическое пособие «Четыре времени года» в средней группе Цель: - дать детям знания и понятия о временах года, учить называть их в определенной последовательности; - находить, соответствующую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Четыре стихии в Логопедии». Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 07:52
+238Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Четыре стихии в Логопедии». Инновационное дидактическое игровое пособие для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина (УИ 470858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД