Мадаминова Гульнара
План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники
Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Актуальность: Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность. В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается множество проблем. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенно предложение бедность речи. недостаточный словарный запас употребление нелитературных слов и выражений бедная диалогическая речь отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи плохая дикция. Ответы на эти вопросы можны найти в методике -мнемотехника. Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказа, при пересказах художественной литературы при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Публикация «План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Изучить научную литературу по теме
-Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
- Разработать систему занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники;
- Провести систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники и исследовать их эффективность.
Предполагаемый результат: -Создание образовательной среды, формирующей развитие речи у детей дошкольного возраста.
- Увеличение круга знаний детей об окружающем мире.
- Появления желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
- Повышение словарного запаса детей.
Сентябрь
1. Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. Ушакова О. С. Развитие связной речи // Психологические вопросы развития речи в детском саду. – М. : Просвещение. 1987. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009 Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. Изучение передового опыта педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы
2. Составление плана по данной теме.
3. Родительская гостиная «Развитие связной речи через обучение рассказыванию». Цель: знакомство родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Познакомить родителей с данным направлением ФГОС ДОУ
4. Подбор практического материала
Цель: составить картотеку мнемотаблиц.
Октябрь
1. Внесение мнемотаблиц в предметно- развивающую среду.
Цель: Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем Цель: Учить перекодированию информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
Ноябрь
1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси -лебеди». Составление описательного рассказа. Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
2. Составление описательного рассказа по картине «Шар улетел» из серии «Картинки для детского сада
Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
3. Консультация для родителей в папке-передвижке. «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник». Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Декабрь
1. Изготовление папки-передвижки «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи
2. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».
Цель: Формировать умение составлять коллективный рассказ по заданной теме, подбирая синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета. Развивать способности детей переносить своё действие с одного предмета на другой, сопоставлять свои поступки с действиями окружающих людей.
3. Пересказ сказки «Как лиса птицам помогала».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
4. Подготовка детей к новогодним праздникам
Цель: Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему :«Новый год» Новогодний утренник
Январь
1. Пересказ сказки «Петух да собака». Цель: Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
2. Отгадывание мнемозагадок Цель: Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление
3. Дидактическая игра «Живые слова» Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Февраль
1. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам. Цель: Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
2. Составление описательного рассказа о животных зимой по мнемотаблице. Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице; предложить детям самим составить таблицу.
3. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы сильные и ловкие». (учим стихи) Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации при чтения стихотворений.
4 Занятие «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы. Цель: Учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицы. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»
Март
1. Работа с мнемотаблицей по теме «Птицы весной».
Цель: закреплять умение четко произносить слова.
2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (мнемотехника).
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
3. Заучивание стихотворения «К нам весна шагает…»
Цель: Учить детей воспринимать стихи русских поэтов о природе; упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть по схеме-модели.
4. Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое».(разучивание стихотворений, песни) Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации при чтения стихотворений.
5. Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник». Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас.
Апрель
1. Отгадывание мнемозагадок. Цель: Учить детей отгадывать загадки по схемам.
2. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Цель: закреплять умения самостоятельно составлять мнемотаблицу к сказке и рассказывать по содержанию.
3. Игра «Объяснялки» Цель: Способствовать развитию словарного запаса у детей, логического мышления, воображения.
4. Инсценирование сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок». Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
5. Папка –передвижка Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Цель: Показать роль загадки на формирование выразительности речи.
Май
Составление предложений о весне по мнемодорожкам.
Цель: обогатить и уточнить представления о весне; помочь составить описательный рассказ про весну с помощью мнмотаблицы.
2. Заучивание скороговорок по мнемотаблице. Цель: Способствовать выработке чёткой дикции. Активизировать мыслительную деятельность.
3. Итоговое занятие по теме «Я люблю природу». Цель: Закреплять умение составлять небольшой творческий рассказ.
4. Мониторинг по развитию речи.
Фото – отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем»
Проведение итогового собрания для родителей.
Цель: Определение динамики речевого развития детей.