Линда Чернова
План по самообразованию во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана
«Детский сад общеразвивающего вида № 68 «Паровозик»
Материал по самообразованию
«Развитие мелкой моторики детей
с помощью нетрадиционных видов аппликации»
Воспитатель: Чернова Л. В.
2016 год
Должность: воспитатель ФИО: Чернова Линда Валерьевна Образование: средне- специальное Когда начата работа над темой: сентябрь 2016г. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018г.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию во второй младшей группе „Развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных видов аппликации“» размещена в разделах
- Аппликации. Планы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Цель самообразования по теме : Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов.
2. Прививать интерес и любовь к искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие навыков ребенка. 4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
5. Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции. 6. Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области творческой деятельности. 7. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
8. Развить умения производить точные движения пальцами рук.
9. Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Основная задача занятий аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Ожидаемый результат:
1) Разовьется творческий потенциал детей.
3) Дети освоят нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Сформируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявится повышенный интерес к творчеству детей.
6) Кисть приобретет хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
7) Познакомятся с различными материалами и их свойствами;
8) Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
9) Научатся видеть необычное в обычных предметах;
10) Разовьют мелкую моторику рук;
11) Разовьется поисковая деятельность;
12) Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Возраст детей. Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 3-х до 7-и лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы).
Расписание НОД. В соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиНу 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МБДОУ «детский сад «Паровозик» с сентября по май. Во второй младшей группе один раз в неделю, во второй половине дня. В средней группе один раз в неделю, во второй половине дня.
Формы проведения. 1. Различные техники аппликации. 2. Выставки.
Методы и приё мы работы: Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты. Рассматривание картин и книжных иллюстраций. Проговаривание последовательности работы. Показ воспитателя. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Музыкальное сопровождение. Оформление выставок.
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Мероприятия Срок выполнения
1. Изучение литературы по теме самообразования;
2. Картотека игр по мелкой моторике ;
3. Создание уголка творчества в группе;
4. Создание уголка в приемной для выставок детских работ;
5. Приобретение материалов необходимых для работ по аппликации. Сентябрь 2016 – май 2018 г
Пополнение в течении года
Сентябрь- октябрь 2016г
Октябрь- ноябрь 2016г
Пополнение в течении года
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ
Мероприятия Сроки выполнения
I Работа с детьми
1. Знакомство с различными техниками аппликации.
2. Рассматривание иллюстраций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
3. Организация выставок.
4. Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
5. Изготовление подарков.
6. Просмотр слайд. фильмов.
7. Разучивание пальчиковых игр, гимнастик.
• Сентябрь 2016- май 2018г
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ
2016 – 2019 учебный год
Мероприятия Сроки выполнения
1. Участие в выставках
3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.
4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете :
№ 4 2016- 2017 учебного года
№ 4 2017 - 2018 учебного года
5. Консультация педагогов по теме самообразования Сентябрь 2016- май 2018г
Сентябрь 2016- май 2018г
Май 2017г
Май 2018г
Февраль 2017г
Этапы работы
Первый этап - вторая младшая группа.
1. Игры с пальчиками
2. Работа с бумагой. Аппликация.
3. Составление узоров из цветных ниток.
4. Аппликация из ватных дисков.
5. Работа с природным материалом.
6. Работа с бросовым материалом.
7. Аппликация из ватных палочек.
8. Изготовление подарков.
Второй этап - средняя группа :
1. Знакомство с различными видами ткани.
2. Аппликация из ткани.
3. Бумажная пластика.
4. Работа с картоном.
5. Работа с соленым тестом.
6. Аппликация из салфеток.
7. Изготовление подарков.
II Работа с родителями
• Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
• Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
• Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
• Посещение родителями НОД.
• Родительское собрания «Развитие мелкой моторики»;
"Развитие мелкой моторики" стендовая информация
• Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
• Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда
• III Организационно-педагогическая работа
1. Консультация для педагогов ДОУ «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
• 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;
• 3. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»
4. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством аппликации;
• 5. Выступление по итогам работы и обмену опытом. •
В течении года
Сентябрь 2016- май 2017г
Сентябрь 2017- май 2018г
Сентябрь 2016- май 2018г
Ноябрь 2016г
Январь 2018г
Май 2017- 2018г