Галина Касьянова
План по самообразованию в средней группе «Развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Подготовили воспитатели :
Касьянова Г. В.
Малинкина Т. В.
Золотова Т. Н.
ГБОУ Шкала № 2122
Тема: «Развитие познавательных способностей детей через экологическое
воспитание»
Цель: Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе экологического воспитания.
Задачи:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
Публикация «План по самообразованию в средней группе „Развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие)
• Формирование представлений о причинно-следственных связей внутри природного комплекса
• Формирование потребностей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
• Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
• Развитие познавательного интереса к миру природы и умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Актуальность
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание наших детей. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс и начинать
экологическое воспитание детей необходимо с раннего возраста, где велика
роль дошкольных учреждений. Цель экологического воспитания – формирование
человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой.
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь • На прогулке наблюдение за погодой, за насекомыми, за поведением птиц.
• Собирание камушков
• Выкладывание узоров из природного материала
• Уборка опавших листьев.
Наглядная информация, выставлена папка-передвижка об осеннем времени года.
Групповая деятельность
• Создать уголок осеннего леса: поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса, муляжи фруктов, овощей, грибов.
• В Центре ИЗО деятельности разместить обводки насекомых, овощей, фруктов.
• Игры «Кто во что одет», «Ботаническое лото»
• Уход за комнатными растениями.
• Беседа «Что нам дарит осень»
• Чтение Э. Успенский «Как растили капусту»
В. Орлов «С базара»
Октябрь На прогулке
• Проект «Краски осени»
• Сбор природного материала
• Наблюдение за явлениями живой и неживой природы: листопадом, отлетом птиц.
• Образовательное событие на свежем воздухе «Жила-была Сказка»
• Дидактические игры на прогулке: «С какого дерева лист?» В рамках проекта «Территория чтения», прогулка на территории детского сада «Жила-была Сказка», отобразить на сайте школы. Конкурс «Осенняя фантазия», изготовление поделок из природного материала.
В группе :
• Конструирование из природного материала
• НОД по ФЦКМ «Ходит осень по дорожке»
• Дидактические игры «Что, где растет?» «Что сажают в огороде?»
• Беседа «Почему осень называют золотой»
• Чтение: З. Александров «Осень»
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»
Индивидуальная
• Игры с мозаикой
• Разгадывание загадок.
Ноябрь На прогулке
• Наблюдение за образованием льда, за первым снегом, за птицами у кормушек.
• Экскурсии по экологической тропе.
• Игра «Найди дерево по описанию» Изготовление кормушек для птиц и ремонт старых.
Помогли с заготовкой корма для птиц.
Индивидуальная
• Выкладывание животных из геометрических фигур и природного материала
Групповая
• Экологический праздник «Синичкин день»
• В центре книги разместить дидактический материал о перелетных птицах.
• В Центре ИЗО деятельности разместить обводки птиц.
• НОД по ФЦКМ «Овощи и фрукты - полезные продукты»
• Беседы: «Из чего состоит борщ?», «Почему деревья осенью раздеваются»
Декабрь Прогулка:
• Наблюдение за явлениями живой и неживой природы.
• Опыты: «Где снежинка быстрее растает, почему?»
• Рассматривание снежинок через лупу.
• Определение свойств снега.
• Экскурсии по экологической тропе.
• Дидактическая игра «Определи дерево по стволу»
• Первые снежные постройки. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» Выставлена папка-передвижка с информацией о зимнем времени года.
Изготовление украшений в группу к празднику «Новый год» и поделок зимней тематики с использованием природного материала.
Индивидуальная
• Поделки из природного материала.
• Игры: «Найди пару»
«Лото»
Групповая
• В центре книги разместить дидактический материал «Зима»
• С детьми начать подбор иллюстраций о зимнем времени года к альбому «Природа в разное время года»
• Продолжаем беседовать о пользе комнатных растений и об уходе за ними; о пользе фруктов и овощей «Из чего приготовлен салат (компот?»
Беседы на тему: «Чем дерево отличается от кустарника?»
«Как человек помогает деревьям в зимнее время года?»
«Снежки и мы», «Ледяная дорожка»- о правилах безопасного поведения во время прогулок.
• Изготовление поделок из бросового и природного материалов.
• Чтение произведений: М. Пришвина, Б. Бианки, Е. Чарушина.
Январь Прогулка
• Продолжить определять свойства снега.
• Наблюдение за поведением птиц у кормушек и подкормка пернатых.
• Наблюдение за явлениями неживой природы - образование пара.
Групповая
• В центр книги разместить дидактический материал «Зимние виды спорта»
• Продолжить подбор картинок к альбому «Природа в разное время года»
• Разучивание стихотворений - «Январь» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака и «Белый снег пушистый (2 куплета) И. Сурикова
• Чтение русских - народных сказок «Два Мороза» и «Зимовье»
• Беседа: «Признаки зимы», «Береги лес», «Какую одежду надо носить, когда холодно»
• Повторить правила безопасного поведения на прогулке.
• Наблюдение за комнатными растениями, за цветением декабриста.
Вывод: для жизни растений необходима вода.
• 11 января в день заповедников:
беседа «Что такое заповедник»
чтение рассказа Веры Чаплиной «Варежка»
Индивидуальная
• Разгадывание загадок о зиме.
• Пословицы и поговорки на зимнюю тематику.
Февраль Групповая
• Разучивание стихотворений - «Дуют ветры в феврале» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака
• Внести срезанные веточки клена, сирени и поставить в вазу с водой.
• Показать движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.
• Огород на подоконнике
• В центре книги выставить картины из цикла «Зимние забавы»
• Беседы о домашних животных.
«Мой домашний любимец»
Беседа «Где раньше начинает таять снег в лесу или в городе?
• В ИЗО центре выложить трафареты домашних животных и домашней птицы.
• Закончить подбор иллюстраций зимнего времени года к альбому «Природа в разное время года»
Прогулка
• Наблюдения: февраль - месяц метелей и сильных ветров. Дать понять, что такое вьюга.
• Снежные постройки.
• Опыт: Как прикрепить деталь к снежной постройки в морозную погоду.
• Подвижные игры: «Мышеловка» «Лохматый пес»
Индивидуальная
• Рисование на снегу крашеной водой
• ИЗО деятельность «Комнатное растение»
Март Групповая деятельность
• Аппликация из цветных салфеток «Мимоза»
• Разучивание стихотворений - «Март» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака
• Подбор иллюстраций весенней тематики для альбома «Природа в разное время года»
• В центре книг выставить картины - пейзажи: «Таяние снега», «Грачи прилетели»
• В центре ИЗО деятельности разместить раскраски весенней тематики; рисование контура по точкам.
• Беседа «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей)
• Наблюдение «Огород на подоконнике»
• 21 марта Международный день леса. Выставлена папка-передвижка с информацией о весеннем времени года.
На прогулке
• Наблюдения за первыми признаками весны, за проталинами, первоцветами, прибавлением светового дня, повышением температуры, таянием снега и образованием сосулек.
• Игры «Хитрая лиса» «У медведя во бору»
Индивидуальная
• ИЗО деятельность
«Веточки в вазе»
Апрель Групповая
• Разгадывание загадок о весенних явлениях природы.
• Разучивание стихотворений - «Апрель» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака
• Продолжаем подбор иллюстраций весенней тематики для альбома «Природа в разное время года»
• 19 апреля Международный экологический праздник - День подснежника.
• Разместить репродукции картин И. Левитана «Весна» «Большая вода», а так же картинки цветов - первоцветов.
• 22 апреля экологический праздник - Международный день Земли.
• Чтение В. Бианки «Последняя льдинка»
Л. Аким «Апрель»
К. Ушинский «Пчелки на разведках»
Стихи о первоцветах.
• Беседа о перелетных птицах «Кто весной возвращается домой?»
Беседа «Опасный лед». Обсудить, что значит «Звенит капель» Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания».
Проведение субботника «Каждую соринку – в корзинку»
Индивидуальная
• Игры с природным материалом (выкладывание узора)
• ИЗО деятельность «Первоцветы»
На прогулке
• Наблюдения: за солнцем (выше, ярче, греет, за небом (ярко-синее, выше, за кучевыми облаками.
Обратить внимание на поведение птиц и отметить прилет грачей и скворцов.
• Игры «Птички в гнездышках»
Май Групповая
• Разгадывание загадок о весне.
• Рисование с использованием нетрадиционных техник и материалов «Люблю березку Русскую»
• Разучивание стихотворений - «Май» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака
• Беседа «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»
• Поместить репродукции Кончаловского «Сирень белая и розовая», И. Левитана «Одуванчики»
• Продолжаем уход за комнатными растениями.
• Завершаем подбор иллюстраций весенней тематики для альбома «Природа в разное время года»
• Чтение Н. Пришвин «Золотой луг»
Е. Серов «Ландыш» «Фиалка» «Одуванчик»
В. Бианки «Первая охота»
Индивидуальная
• Приметы «Цветение черемухи к холоду»
«Яркие звезды вечером на небе- к хорошей погоде завтра»
На прогулке
• Путешествие по экологической тропе – закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.
• Наблюдение за появлением одуванчиков, сравнить их с мать-и-мачехой;
наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками;
за насекомыми.
Игра «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен»
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 2000г.
2. Н. А. Рыжова «Наш дом-природа. Воздух-невидимка» 1998г.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог» 2010г.
4. В. В. Смирнова «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 2001г.
5. В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» 2009г.
6. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
7. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г.
8. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2006г.
9. О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы о природе и погоде» 2006г.