Екатерина Жилякова
Отчёт по самообразованию «Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей с ОНР» за 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 192»
Отчёт по самообразованию
Тема: «Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей с ОНР».
за 2017–2018 учебный год
Воспитатель: Жилякова Е. П.
Речь – имеет в жизни огромное значение. Ученые доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений паль-цев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей с ОНР“ за 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года включила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Содействовать нормализации речевой функции;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой мото-рики.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через разнообразные игры.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора мате-риала. Использовала литературу: О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования»; И. А. Ермакова "Развиваем мелкую мо-торику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры,
2. игры с предметами,
3. дидактические игры.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены консультации «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были прове-дены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Раз-виваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например, с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помо-щью различных предметов (шишки, карандаш).
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, по-ложительных эмоций и радости.
Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более гром-кой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое вос-приятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего прие-ма, после сна, на прогулках.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приё мы: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорка-ми, пальчиковый театр, шнуровки, игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика). Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Использовали ещё один интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают мелкие клочки. Кроме того, весь год по желанию, инди-видуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстёгивали пуговицы, кноп-ки, крючки, накручивали ленты, завязывали шнурки и прочее.