Пырьева Светлана
План работы по самообразованию на 2018–2020 учебный год в старшей и подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных методов речевого развития для формирования лексико – грамматического строя речи дошкольников.
Цель.
Повышение теоретического и практического уровня педагога для совершенствования системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста.
Задачи.
Изучить специальную литературу по теме.
Внедрить в работу по формированию лексико-грамматического строя речи современные методы речевого развития.
Выявить целесообразность применения данных методов.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Обогатить предметно-развивающую среду в группе.
Взаимодействовать с родителями и педагогами.
Пояснительная записка.
Под лексико–грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это запас слов ребенка. Словарь бывает активным и пассивным. Активный словарный запас – это те слова, которые человек использует в речи, когда говорит или пишет. Пассивный словарный запас – это те слова, которые человек сам не употребляет, но понимает, если видит или слышит их.
Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. Грамматический строй состоит из морфологического (словоизменение и словообразование) и синтаксического уровня (грамматически правильное сочетание слов в предложении).
Проанализировав различные пособия для развития речи, выявила, что в них содержится только разнообразный материал для формирования лексико- грамматического строя речи (игры, упражнения, который можно использовать в работе, но не выделено прямых методик. Поэтому решила изучить современные педагогические технологии и выбрать из них методы, которые направлены на формирование лексико-грамматического строя речи. Хотелось бы, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Одновременно они должны быть основаны на игровых приемах, так как игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.
Актуальность.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает такие компоненты как обогащение активного словаря и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Дети с недостаточным лексическим запасом не могут подобрать подходящие слова для выражения своих мыслей, в дальнейшем они испытывают трудности в обучении. Грамматические ошибки, сохранившиеся в устной речи ребенка, проявляются при обучении письму. Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Имея грамматически правильную речь, ребенок может непринужденно общаться со взрослыми и со сверстниками, планировать свою деятельность. Недостатки речи влияют на психическое развитие детей. Дети становятся застенчивыми, замкнутыми. Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей актуальна для дошкольного образования.
Этапы реализации.
Сроки: 1. 09. 2018 г. - 31. 05. 2020 г.
Формы и методы самообразования.
1. Индивидуальная, основана на индивидуальном плане самостоятельной работы над повышением профессионального и методического уровня.
2. Групповая, основана на участии в деятельности районных методических объединений.
Ожидаемый результат.
Педагог обладает знаниями по данной теме.
Внедрение современных методов речевого развития в практику, обогащение речи дошкольников грамматическими средствами на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи.
Проявление детьми творческой и познавательной активности.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Родители - активные участники образовательного процесса по развитию речи детей.
План работы.
Диагностический этап.
Раздел 1. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.
Цель.
Определение проблем в развитии лексико – грамматического строя речи детей.
(сентябрь 2018 г.)
Раздел 2. Изучение методической литературы по теме.
Цель.
Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, имеющегося опыта.
(сентябрь - декабрь 2018г.)
Список литературы.
Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 48 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Издательство «Детство-Пресс». - М., 2007. - 231 с.
Гербова О. Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. - М., 2008. 121 с.
Журова Л. Е. Обучение детей грамоте в детском саду. - М., 2008. - 211 с.
Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М. : Сфера, 2008. - 322 с.
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2011. - 233 с.
Интернет ресурсы.
Изучить следующие методы развития речи и выбрать те, которые, на мой взгляд, будут более адекватны для детей группы.
«Технология активизирующего обучения речи как средство общения» О. А. Белобрыкина.
Методы наглядного моделирования. (В. К. Воробъева, Т. А. Ткаченко, В. П. Глухов, Т. В. Большева, Л. Н. Ефименкова) и др.
Элементы технологии ТРИЗ.
Синквейн – метод развития образной речи.
Метод ассоциативных связей (метод эйдетики).
Метод интеллект-карт (Тони Бьюзен).
Круги Эйлера.
Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений.
- Технология обучения составлению метафор.
- Технология обучения составлению загадок.
«Грамматика фантазий» Джанни Родари.
Прогностический этап.
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.
(декабрь 2018 г.)
Практический этап.
Раздел 1. Работа с детьми.
(январь 2019 г. – май 2020 г.)
1. Отбор и внедрение наиболее эффективных способов речевого развития для формирования лексико – грамматического строя речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
2. Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.
Раздел 2. Работа с родителями.
(январь 2019 г. – май 2020 г.)
1. Родительское собрание «Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи».
Цель.
Повышение педагогической компетентности родителей.
(октябрь 2019 г.)
2. Индивидуальные консультации.
Цель.
Углубление сотрудничества с родителями.
(в течение года)
3. Совместное мероприятие детей, родителей и педагогов. Логопедический КВН.
Цель.
Создание благоприятного эмоционального фона при совместном участии в мероприятии.
(декабрь 2018 г.)
4. Привлечение родителей к реализации группового проекта «Составление словаря «По страницам русских сказок» (Проектная деятельность).
Цель.
Создание условий, при которых родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытывают чувство удовлетворения от совместной деятельности с детьми.
(январь – март 2019г.)
5. Наглядная информация в родительском уголке «Развитие речи детей 6-7 лет».
Цель.
Повышение педагогической компетентности родителей.
(октябрь 2019г.)
6. Привлечение родителей к реализации группового проекта «Слова разных профессий» (Проектная деятельность).
Цель.
Создание условий, при которых родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытывают чувство удовлетворения от совместной деятельности с детьми.
(январь - март 2020 г.)
7. Открытое занятие для родителей.
Цель.
Наглядно показать каких результатов достигли дети в результате совместных усилий педагога и родителей.
(апрель 2020 г.)
Раздел 3. Работа с педагогами.
(январь 2019 г. – май 2020 г.)
1. Проведение открытого занятия по развитию речи для педагогов ДОУ.
Цель.
Презентация своего опыта работы.
(март 2019 г.)
2. Посещение районных методических объединений.
Цель.
Обмен опытом работы с коллегами.
(в течение работы над темой)
Обобщающий этап.
1. Проведение итоговой диагностики детей.
Цель.
Отслеживание результатов работы.
2. Выступление на заседании методического объединения по теме самообразования.
Цель.
Презентация итогов работы по самообразованию.
(май 2020 г.)
Внедренческий этап.
Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.
(В процессе дальнейшей работы)