Людмила Добрыднева
План-конспект занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Птицы зимой. Согласные звуки [м], [м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по грамоте №16
Для детей 4-5 лет на тему : Согласные звуки [м],[м’] (Согласики М,М’)
Тема недели: Птицы зимой
Дата проведения 4-я неделя января.
Цель: формирование представления об акустических и артикуляционных особенностях согласных звуков [м], [м’]; навыков выделения звука из абсолютного начала слова; умения дифференциации звуков по твёрдости – мягкости.
Задачи:
Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет „Птицы зимой, Согласные звуки [м], [м’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Согласные звуки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Настроить артикуляционный аппарат на произношение звуков. Тренировка мышц лица. (К УУД)
• Формировать представление об акустических и артикуляционных особенностях согласных звуков [м], [м’] (П УУД)
• Формировать умения выделять звуки из начала слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. (Р УУД) (Л УУД)
• Развивать слуховое внимание. (К УУД)
• Закреплять умение характеризовать согласный звук [м]. (Р УУД)
• Положительно оценить речевую деятельность детей, подводить детей к обобщению. (К УУД, Л УУД)
Этапы занятия Задачи этапа Мотив деятельности детей Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми) Оборудование
1. Орг. момент Артикуляционная гимнастика «Игра с язычком и его домиком» Настроить артикуляционный аппарат на произношение звуков. Тренировка мышц лица. (К УУД) Поиграть с язычком Воспитатель предлагает детям поиграть:
- Ребята, пришло время поиграть с язычком и его домиком. Сначала язычок наш выйдет на прогулку и пойдёт гулять вверх к носику. У кого получится достать кончиком языка до носа? (Выполняется упражнение) Молодцы!
А теперь язычок захотел спуститься вниз до подбородка. Тянем язычок в самый низ. (Выполняется упражнение) Молодцы!
Ну вот, наш язычок нагулялся, устал и захотел домой. Спрячем его в домик и закроем плотно двери. (Спрятали губы внутрь) В домике сквозняк и, двери то открываются, то закрываются. Вот так. (Выполняется упражнение) Молодцы!
2. Речевое упражнение «Узнай гостей» Формировать представление об акустических и артикуляционных особенностях согласных звуков [м], [м’] (П УУД) Угадать по описанию гостей, которые пришли на занятие. Педагог обращает внимание детей на приход гостьи, которая носит синее платье и любит танцевать, весело постукивая каблучками.
- Кто же это, ребята? (Принцесса Согласа) Какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса пришла к нам со своими помощниками – согласиками. Один согласик любит твердо стучать ножками - [м] - [м] - [м]. Он носит одежду синего цвета. Уважительно зовут его «согласный твёрдый звук [м]». Давайте все вместе назовём звуковичка полным именем. Полина хочет назвать согласика полным именем. И Дарина…
Ещё один помощник Согласы – звуковичок, который любит мягко стучать каблучком [м’] - [м’] - [м’] и носит одежду зелёного цвета. Давайте все вместе повторим: «[м’] - [м’] - [м’]». А полное имя этого согласика «согласный мягкий звук [м’]». Миша хочет назвать звуковичка полным именем. И Настя… Молодцы, ребята!
Когда мы произносим эти звуки, ветерок выходит не свободно, ему мешают губы, мы их плотно сжимаем [м] - [м] - [м], [м’] - [м’] - [м’]. Согласа, согласики (демонстр. картинки)
3. Речевое упражнение «Подари подарок согласику» Формировать умения выделять звуки из начала слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. (Р УУД)
(Л УУД) Подарить подарок согласику. Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
- Ребята, согласики любят подарки. Давайте сделаем им приятное. Вот один подарок. Что изображено на картинке? (Цветочек) Правильно! А называется этот цветочек «мак». Давайте повторим дружно «мак, мак, мак» Какой звук слышим в начале слова - твёрдый или мягкий? (Твёрдый) Как вы думаете, какому согласику понравится этот подарок (Синему) Молодцы!
А сейчас, посмотрите, что изображено на этой картинке? (мяч) Правильно! Давайте все вместе повторим: «мяч, мяч, мяч». Какой звук слышится в начале слова – мягкий или твёрдый? (Мягкий) Какому согласику понравится этот подарок? (Зелёному)
Настя, какому звуковичку ты хочешь сделать подарок? Назови его полным именем. Выбери картинку, которая понравится твоему согласику и подари ему.
Пришло время нашим звуковичкам отправится в свои домики – коробочки. Картинки согласиков (демонстр. и на каждого, картинки с изображением мака и мяча (демонстр. и на каждого).
4. Упражнение малой подвижности «Поймай нужное слово» Развивать слуховое внимание, умение выделять звуки из начала слова. (К УУД) Поймать слово (мяч, начинающиеся на звуки [м], [м’] Педагог приглашает детей на ковёр и предлагает поиграть в игру «Поймай слово, которое начинается на звук [м]»
- Ребята, я буду называть слово и бросать мячик. Если слово начинается на звук [м], вы должны поймать мячик, а если слово начинается на другой звук – отбросить. Готовы?
Мак, ваза, мама, тётя, мяч, папа, мыло, сок, мел, зуб, мука. Мяч
5. Речевая игра «В гости к звуковичку» Закреплять умение характеризовать согласный звук [м] (Р УУД) Найти дорогу к домику, где живёт звук [м], позвать звуковичка полным именем, чтобы он услышал и вышел поздороваться Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к звуковичку. Даёт возможность каждому из ребят выбрать, по какой карте будут идти.
- Ребята, мы пойдём в гости к звуку [м]. Поставим пальчик в самое начало дороги. Все вместе произнесём – [м],[м],[м]. Как ветерок выходит - свободно или нет? (несвободно) Значит, выбираем согласную дорожку. Идем дальше. Стоп! Теперь нужно выяснить к какому домику идти дальше. Повторяем: [м],[м],[м] – как звучит? (твёрдо) Какой домик выбираем? (синий) Подошли к домику. А теперь позовём согласика. [М] – выходи! Не выходит. Наверное, нужно позвать звуковичка уважительно, полным именем. Согласный твёрдый звук [м], выходи! Давайте повторим все вместе (повторяют).
Появляется согласик в синей одежде.
- А теперь ребята, давайте поздороваемся с согласиком.
- Здравствуй, … - здоровается согласик.
- Здравствуй, согласный твёрдый звук [м] – здоровается ребёнок. Карты, картинка с согласиком в синей одежде (демонстрационная)
6. Итог. Положительно оценить речевую деятельность детей, подводить детей к обобщению. Вспомнить, кто приходил в гости, во что играли. Педагог хвалит детей :
- Ребята, вы сегодня молодцы! А давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? (Принцесса Согласа и её слуги звуковички) С какими звуковичками приходила Согласа? Назови, Полина полным именем вот этого согласика. (согласный твёрдый звук [м]) А Настя назовёт полным именем вот этого согласика. (согласный мягкий звук [м’])
Но прежде, чем попрощаться звуковички приготовили вам подарки. Согласный твёрдый звук [м] дарит вам вот такие картинки. Что изображено на них? (корова). Правильно – это его любимое животное. Как говорит корова? (Му – у – у) Какой звук слышится в начале слова – твёрдый или мягкий?
А согласный мягкий звук [м’] дарит вам вот такие картинки. Что на них изображено? (козлёнок) Как говорит козлёнок? (Ме-е-е) Какой звук слышится в начале слова твёрдый или мягкий? (мягкий) Молодцы! Давайте поблагодарим согласиков за подарки. И попрощаемся с ними и с принцессой Согласой. Согласа, согласики (демонстр. картинки, картинки с изображением коровы, козлёнка на каждого.