Ольга Кряж
План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д]-[Д’], буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д] – [Д’], буква Д».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепить умение давать характеристику звуков [Д], [Д’];
• закрепить умение дифференцировать звуки [Д], [Д’] по твердости – мягкости;
• познакомить детей с буквой Д;
• упражнять в составлении звуко - слоговых схем слов :
• упражнять в выкладывании, чтении слогов, слов;
• закрепить умение составлять схему предложений;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте „Дом для Дюймовочки, Звуки [Д]-[Д’], буква Д“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
• развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, координацию речи с движением;
• закреплять навыки правильного произношения автоматизируемых звуков.
Коррекционно-воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мне сегодня на электронную почту пришло письмо. А от кого оно, узнаете, если отгадаете загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дети: Дюймовочка! (Слайд 1)
Логопед : Как вы помните, Дюймовочку у мамы украли противные жабы и она просит помочь найти ей новый дом. Для этого мы должны отправиться в сказку.
Если в сказку всем сердцем поверить,
в мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
на волшебном ковре самолёте,
На летучем большом корабле
Или с бабой Ягой на метле.
Можно въехать, как слон на еже
Ой мы кажется в сказке уже…
Смотрите, конверт, а в нем загадки. Давайте разгадаем их, может это нам поможет найти Дюймовочке новый дом.
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь) (Слайд)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (Дельфины)
(Слайд)
Логопед : Скажите, с каких звуков начинаются названия этих картинок? Правильно – звуки [Д], [Д’]. Ребята, почему к нам пришла Дюймовочка? (Имя Дюймовочки начинается со звука [Д’] и она ищет дом. Слово дом начинается со звука [Д]). Сегодня на мы будем играть со звуками [Д], [Д’].
1. Определение характеристики звуков [Д], [Д’].
Логопед : Ребята, что вы о них знаете?
Расскажите о звуке [Д]? (Звук [Д] – согласный звонкий, твёрдый).
Расскажите о звуке [Д’]? (Звук [Д’] – согласный, звонкий, мягкий).
Чем похожи звуки [Д] и [Д’]? (Они оба согласные и оба звонкие).
Чем отличаются звуки [Д] и [Д’]? (Звук [Д] – твёрдый, а звук [Д’] – мягкий).
2. Дифференциация звуков по твердости – мягкости.
Логопед : Посмотрите, дерево. На нем живёт жук, который хотел бы жениться на Дюймовочке. Но на дереве какие-то картинки. Они мешают жуку. Что делать? (Возле дерева две полянки - синяя и зелёная). Почему они такого цвета? Предлагаю разделиться на команды и разложить картинки на соответствующие полянки.
(мольберт – к которому прикреплено дерево-фланелеграф, синяя и зелёная полянки. Картинки: будильник, подушка, дятел, диван, десять, дудочка, удочка, девочка, доски, доктор)
Логопед : - С заданием вы справились, но жук передумал жениться на Дюймовочке. Ей нужно найти другой дом. Идём дальше?
3. Звуко - слоговой анализ слов.
Логопед : - Дюймовочка решила построить себе дом сама. Какой дом нужен Дюймовочке? Как скажем про маленький дом? В этом слове есть звуки, с которыми мы решили поиграть?
Если мы составим схему слова домик из звуков, то поможем ей. Вот наши звуковые линейки.
- Сколько звуков в слове?
- Сколько гласных?
- Сколько слогов?
- Сколько согласных?
- Какие согласные звуки в этом слове?
-Я тоже составила схему слова, давайте проверим, правильно ли? (Слайд)
С заданием мы справились, но Дюймовочка построить такой домик не смогла, хоть мы ей и помогали.
4. Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Вот Дюймовочки слова :
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам Дюймовочки совет :
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
5. Знакомство с буквой Д : чтение стихотворения, показ, рассматривание буквы :
Логопед : - Ребята, посмотрите, что принёс Дюймовочке Мотылёк?
- Чем буквы отличаются от звуков?
Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
Мы играли со звуками [Д], [Д’], эти звуки обозначаются одной буквой Д. (Слайд) Букву Д можно написать по разному. На что похожа буква Д? (Слайд)
Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.
Из каких элементов состоит буква Д?
6. Выкладывание буквы Д из палочек, шнурков или пуговиц.
Логопед : - Раз, два, три, четыре, пять – а давай скорей играть. Дюймовочку удивите, в букву всё вы превратите. Предлагаю вам сделать свои буквы Д из того материала, который нравится.
(Дети выкладывают буквы на столе из палочки, шнурки, пуговицы, камешки)
7. Чтение слогов, составление слов из этих слогов и предложений с этими словами.
Логопед : - Ребята, вы помните, кто приютил Дюймовочку, когда наступили холода? (Полевая мышь). У полевой мыши было много разбитых чашек. Помогите Дюймовочке их склеить. Какие слова у вас получились?
Давайте вы каждый составит предложение со словом, которое склеил и схему этого предложения.
8. Игра «Собери слово».
Логопед : - У полевой мыши, под землёй Дюймовочка очень тосковала. У Дюймовочки была подруга ласточка. Куда ласточка унесла Дюймовочку?
Ласточка приносила семечки с буквами. Но они перепутались. Давайте сложим из этих букв слово.
Что у нас получилось? Что такое ландыш? А может этот цветок стать новым домом для Дюймовочки? Вот мы и нашли для неё новый дом. Нам пора возвращаться в детский сад.
Надо нам в сад наш любимый вернуться,
Для этого нужно сейчас улыбнуться,
Вы без труда туда попадёте
Хоть на волшебном ковре самолёте,
На летучем большом корабле
Или с бабой Ягой на метле.
Можно въехать, как слон на еже
Ой, вот мы и дома уже…
9. Анализ. Итог.
Логопед : Скажите, а где мы с вами побывали? С какими звуками играли? С какой буквой познакомились?
Какие задания вы выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?