Юлия Белая
Конспект ООД по обучению грамоте «Звуки [Х], [Х′]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки [х], [х]. Буква Х».
Конспект ООД по обучению грамоте
Образовательные задачи: Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой «Х». Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, с буквой «Х». Профилактика нарушений письменной речи.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Звуки [Х], [Х′], Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Игрушка Буратино, сундучок с заданиями, мультимедийная система, мяч, сигнальные карточки, «Слоговые классики», зубочистки, резиновые коврики по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу!
2. Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня к нам в детский сад пришел необычный гость. Он хочет, чтобы вы отгадали кто он такой? Давайте послушаем и попробуем отгадать о ком эта загадка!
Педагог читает загадку детям:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
Дети: Буратино!
Педагог: Ребята, Буратино вот что мне рассказал:
«Я, как и ребята собираюсь в этом году в школу. Мальвина, решила проверить готов ли я к школе, и дала мне вот такие задания. Я очень боюсь ошибиться и не выполнить эти задания, поэтому прошу у вас помощи».
Педагог: Ребята поможем Буратино выполнить все задания без ошибок?
Дети: Да!
В сундучке с которым пришел Буратино лежат задания. Каждое на отдельном листочке. Педагог достает листочек с заданием и предлагает ребятам выполнить его.
Первое задание для Буратино, услышать правильное название предмета и хлопнуть в ладошки.
Педагог показывает детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет:
баман-панам-банан-банам;
ваван-даван-диван-ванан;
альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом;
мамяк-тамяк-бамяк-хомяк.
Дети выполняют задание педагога.
Педагог: Молодцы, справились! Думаю, что Буратино тоже не ошибется при выполнении этого задания.
Педагог: Ребята, а еще наш Буратино утверждает, что слово «Хомяк» начинается со звука [м]. Вы согласны с ним?
Дети: Нет, не согласны!
Педагог: Какой первый звук вы услышали в слове «Хомяк»?
Ребенок: Звук [х].
3. Знакомство со звуком [х] :
Педагог: Давайте произнесем звук [х] вместе. Что вы чувствуете?
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха; во рту есть преграда из языка.
— как вы думаете, какой это звук?
Ребенок: Согласный.
Педагог: Мы с вами знаем, что согласные, могут быть какими?
Ребенок: Твердыми и мягкими. Живут в согласном замке и обозначаются кружочками синего и зеленого цвета.
Педагог показывает замок согласных звуков.
4. Упражнение «Поймай звук». Развитие фонематического восприятия.
Педагог: Мальвина попросила Буратино поймать звук. Давайте поможем ему отличать звук [х] от других звуков.
Педагог называет разные звуки, слоги, слова, а ребенок должен хлопнуть в ладошки, если услышит звук [х] :
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
5. Упражнение «Посели слова в домики». Определение звука по твердости мягкости.
Педагог: Ребята, давайте с вами покажем Буратино, как мы можем отличать звуки на слух. В каких словах звук звучит твердо, а в каких мягко. (Детям предлагается услышать, как будет звучать звук [х] в словах и поднять кружок нужного цвета. Синий, если звук звучит твердо. Зеленый, если мягко). Выделить из ряда слов: хобот, хирург, халва, духи, мухи, хомяк.
Дети поднимают кружочки нужного цвета.
6. Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Педагог: На этот раз Буратино потерял звук в словах. Давайте поможем ему!
Дети становятся в круг, педагог, называет слово и не договаривает последний звук [х] в словах, кидает мяч ребенку. Когда мяч оказывается в руках у ребенка, ребенок произносит звук [х], проговаривает все слово целиком.
Педагог: Пету, пасту, лопу, горо., отды, запа, шоро, мо., сме, стра….
7. Физкультминутка.
Наш Буратино потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за столик сел тихонько.
8. Знакомство с буквой «Х».
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, читаем. Давайте познакомим Буратино с буквой «Х». Может кто-то из вас знает нашу новую букву, на что похожа буква «Х»?
Дети дают свои ответы, если знают как она выглядит.
Педагог выслушав ответы детей, предлагает посмотреть на доску, показать свой вариант буквы, читая стихотворение о ней:
X — забавная игрушка, деревянная вертушка.
Деревянная вертушка — ветру вольному подружка.
X — на ножницы похожа, но в работе, а не лежа.
Сделать букву «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук. Рисование буквы в воздухе.
9. Упражнение «Слоговые классики». (Для хорошо читающих детей, остальные следят и прыгают пальчиками по буквам).
Педагог: А теперь мы покажем Буратино, как мы умеем читать!
Детям раздаются листы с слогами в виде классиков. На внешнюю сторону кисти клеится смайлик, пальцы это ножки человека. Дети должны прочитать слоги, при этом ставить пальчики в окошки. То один указательный, то указательный и средний.
10. Пальчиковая гимнастика, самомассаж с прищепками.
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизицу.
Педагог: Кусается сильно котенок-глупыш!
Он думает, это не пальчик, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
11. Работа с ковриками и зубочистками. Развитие тонкой моторики.
Педагог раздает детям резиновые коврики, лист бумаги и зубочистку. На бумаге предварительно расставлены точки, которые изображают букву «Х». Под лист бумаги с контурными рисунками подкладывается резиновый коврик. Ребенок прокалывает бумагу по точкам. После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет). Затем предлагается соединить точки простым карандашом. В результате получается буква «Х».
12. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог:
- Ну вот, и помогли мы Буратино выполнить все задания.
- Как вы считаете, со всеми заданиями вы справились?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- С каким заданием вы справились легко?
Буратино благодарит детей, за то, что они помогли ему справиться со всеми заданиями. И за это дарит им из своего сундучка памятные подарки. Прощается и уходит.