Любовь Мариампольская
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф.
Цель:
Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф.
выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока
слов, из текста;
звуковой анализ слова : филин,
чтение слогов, предложений из 3-х слов, анализ предложений.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Ф большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); карточки с буквами, слогами и предложениями.
Ход нод:
Здравствуйте, ребята! ,
Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да). И, наверняка, много их знаете. А хотите послушать ещё одну сказку, которую вы ещё никогда не слушали и не слышали? (Да). Сядьте сейчас поудобнее, слушайте.
1. Жила - была буква Ф, и у неё было 2 братца звук Ф и звук Ф”
" А звучали они так - воспитатель показывает букву Ф и даёт характеристику этой буквы.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. Струя воздуха узкая.
- Братец Ф - у него был сердитый и твёрдый характер (фонарь, форточка, к тому же он никогда не умел петь поэтому был согласным, да к тому же плохо слышал от того и был глухим.
- Давайте повторим характеристики звуков.
- Братец Ф’ – у него был весёлый и мягкий нрав (филин, фишка, и произносится с улыбкой. Но так же как и братец Ф никогда не умел петь поэтому был согласным, и то же плохо слышал от того и был глухим.
- Давайте повторим характеристики звуков.
2. Звукам Ф и Ф' нравится играть со словами. Вы можете поиграть с ними.
Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф».
Федя нёс конфету Ване,
Только фантики в кармане
Где конфеты? Нет, конфет.
Вкусным Федин был обед.
- Кто запомнил слова со звуками Ф и Ф? назови их. Сколько их?
- Назовите слова, где встречаются эти звуки.
3. «Назови слова на Ф».
А ещё звуки ФиФ’ любят прятаться в словах.
В словах эти звуки вы можете встретить, то:
В начале слова: форма, фотография, фантики, футбол, фартук, фонтан, фрукты, филин, флаги, фокус, фикус.
В середине: цифры, кофта, туфли, София, конфеты В конце: шарф, граф, гольф, жираф.
- Вы можете их там поискать? (игровое упражнение «Нашёл звук - хлопни в ладоши»).
4. «Чтение слогов с договариванием до целого слова».
Ребята, скажите, а дружба - это хорошо или плохо? (хорошо). А иметь друга или подругу или много друзей - это важно? (Да).
Так вот, ребята, и наши звуки Ф и Ф’ дружат с гласными звуками :
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
Фи. лин
Фа. я
Фе. дя
Фо. ма
Физминутка
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин - прыг, филин - скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад - Два фонарика горят.
-Ребята, ответьте, про кого была физминутка (про филина). Я предлагаю вам составить звуковой анализ слова : филин.
5. «Звуковой анализ слова : филин».
Слово филин состоит из двух слогов.
Звук Ф стоит в начале слова.
Первый звук Ф’ мягкий согласный, перед И - зелёной фишкой. Второй звук И - гласный, поётся, красной фишкой. Третий звук - Л’ - мягкий согласный, перед И., зелёной фишкой. Четвёртый звук - И - гласный, поётся, красной фишкой. Пятый звук - Н - согласный, твёрдый, синей фишкой. Всего в слове - 5 звуков : 2 - гласных, 3 согласных.
Из букв составьте слово «филин».
6. «Составление предложений, схемы предложений.
Преобразование предложений, изменение их смысла».
Так и жили звуки Ф и Ф’в слогах, а из слогов складывались слова, а из слов - предложения.
- Составим предложения со словом - филин, (детские варианты).
Игра «Собери предложение». Играют по 4 человека.
Например, На дереве сидел филин.
Сколько слов в предложении? (Четыре).
Схема предложения:
1 - ое слово - на - короткая линия,
2 - ое слово - дереве - длинная линия,
3 - ье слово - сидел - длинная линия,
4 - ое слово - филин - длинная линия.
Варианты предложений (смысл не меняется) :
На дереве сидел филин.
Филин сидел на дереве.
Сидел на дереве филин.
- Ребята, послушайте, а изменится смысл предложения, если изменить интонацию. Например, На дереве сидел филин. На дереве сидел филин? На дереве сидел филин! (смысл предложения изменится).
7. «Элементы буквы Ф. На что похожа?».
И вот однажды буква Ф посмотрела на себя в зеркало и что же она увидела: Буква Ф надула щёки,
Или встала руки в боки.
- Ребята, встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву Ф.
(Работа в тетрадях. Штриховка. Графическое написание буквы Фиф, выкладывание из фасоли, из манки, лепка из пластилина – по желанию каждого ребёнка).
8. Итоги нод.
-Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец!
-Понравилась вам сказка? А о чём она? Что нового узнали?
Индивидуальная работа
- Звуковой анализ слов из трёх звуков.
- Звуковой анализ двух слов из пяти звуков.