Виктория Сафронова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня
Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б.
Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [б], [б’] на слух и в собственной речи в словах и обозначать их соответствующими буквами.
Образовательные результаты:
• знают акустические и артикуляционные признаки звуков [б], [б’];
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
• умеют правильно подбирать нужную букву для обозначения звуков;
• умеют правильно произносить звуки [б], [б’] в двух – трехсложных словах;
• умеют составлять двухсловное предложение с определенным словом со звуками [б], [б’];
• умеют проводить анализ двусложного предложения;
• дифференцируют звуки [б], [б’] на слух и в собственной речи в словах и фразах;
• умеют отвечать на вопросы простым, двусоставным, распространенным предложением.
Задачи:
• закрепить артикуляционные и акустические признаки звуков [б], [б’];
• закрепить умение дифференцировать звуки [б], [б’] в двух – трехсложных словах;
• закрепить умение составлять двусложное предложение с определенным словом со звуками [б], [б’] ;
• закрепить умение анализировать двусложное предложение;
• закрепить умение отвечать на вопросы простым, двусоставным, распространенным предложением;
• закрепить навык правильно подбирать букву к звукам [б], [б’].
Оборудование: два гнома Бим и Бом, вырезанные из картона, два мешка для подарков, вырезанные из картона, картинки с изображением предметов, схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам в гости пришли два гномика Бим и Бом. Они приготовили для вас интересные задания.
- Ребята, какой первый звук вы слышите в имени Бома? (звук б). Правильно!
- А какой первый звук вы слышите в имени Бима? (Звук [б,]).
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем работать с этими звуками.
Основная часть
- Ребята, скажите, а звуки [б] и [б,] гласные или согласные? Почему? (звуки [б] и [б,] согласные, потому что во рту есть преграда, которая мешает воздуху выйти наружу).
- Ребята, возьмите зеркала и произнесите звуки [б] и [б,]. Вначале губы сомкнуты, потом размыкаются.
- Посмотрите, что мешает воздуху выйти наружу? (губы).
- Правильно. А теперь скажите, звуки [б], [б,] какие по твердости и мягкости? (звук [б] – твердый, звук [б,] - мягкий).
- Молодцы. Значит звуки [б] – согласный и твердый, а звук [б,] – согласный и мягкий.
- Каким цветом будем обозначать звук [б]? (синим). А звук [б,]? (зеленым).
1 задание
- Ребята, Бим и Бом принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Внимательно слушаем загадки:
1. Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт? (Белка) (показ картинки).
- Ребята, какие слова в загадке помогли отгадать, что это белка? (ответы детей).
2. Она нас щедро, как могла,
Водой горячей обдала
И до костей, совсем задаром,
За полчаса, прогрела паром.
Хоть сто потов согнала с нас,
Но угодила в самый раз (Баня) (показ картинки).
- Ребята, как вы догадались, что это баня? (ответы детей).
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел (Бабочка) (показ картинки).
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (ответы детей).
И последняя загадка:
4. В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный (Бегемот) (показ картинки).
- Ребята, как вы догадались, что это бегемот? (ответы детей).
- Молодцы, ребята, вы помогли Биму и Бому отгадать все загадки. А теперь скажите, какой первый звук встретился в словах бабочка и баня? (звук [б]). А в словах белка и бегемот? (звук [б,]).
- Ребята, еще раз скажите, какие это звуки? (звук [б] – согласный, твердый, звук [б,] – согласный, мягкий).
- Правильно, молодцы!
2 задание
- Ребята, Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [б], [б,] но, к сожалению, они их перепутали между собой. Помогите гномам правильно разложить подарки по мешкам. Берите подарок, называйте его и кладите в мешок Биму или Бому. Например: «Это банан. Я кладу банан в мешок к Бому». ( Логопед задает вопросы детям: «Почему ты положил/а банан в мешок Бому?» (потому что в слове банан первый звук [б] твердый.)
Банан, бочка, билет, бинокль, белка, бантик, бабочка, береза, бегемот, баран.
- Молодцы, ребята! Вы правильно распределили подарки.
- Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями! Давайте немного отдохнем.
Физминутка
- Ребята, я буду называть слова. Внимательно слушайте, и, если услышите в словах звук [б], хлопайте в ладоши. Начнем! - вагон, точка, билет, банан, рубашка, победа, рубин.
- Здорово! А теперь, если услышите звук [б,], топайте ногами. Начнем: быстрый, белка, папа, дубинка, копейка, рябина.
- Отлично, ребята! А сейчас, если услышите звук [б], прыгайте, если услышите звук [б,], приседайте. Начали: билет, банан, рубашка, победа, рубин, белка, папа, рябина.
- Молодцы, ребята! Вы немножко размялись и правильно услышали все звуки.
3 задание
- Ребята, Биму и Бому в школе задали выполнить домашнее задание. Но гномы не могут в одиночку с ним справиться. Поможем им? (Да).
- Перед вами лежит картинка, внимательно рассмотрите ее и скажите, что делает предмет?
Например: билет лежит (у каждого ребенка на столе лежит картинка, по которой они составляют предложение, каждый свое).
- Ребята, давайте послушаем, что у вас получилось? (ответы детей).
- Молодцы! Но домашнее задание еще не до конца выполнено. Бим и Бом предлагают разобрать одно предложение: бабочка летит. Давайте все повторим предложение (дети повторяют предложение).
- Ребята, сколько слов в предложении? (Два).
- Назовите второе слово? (летит). Назовите первое слово? (бабочка).
- Ребята, скажите, пожалуйста, как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся отдельно).
- С какой буквы мы начинаем писать предложение? (Мы начинаем писать предложение с заглавной / большой буквы).
- Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка).
- Правильно, ребята! Вы вспомнили правила обозначения предложения.
- А теперь выложите схему предложения (на столах у детей лежат части схемы предложения).
- Выложите схему на доске
- Молодцы, ребята! Вы помогли Биму и Бому выполнить домашние задания, за что они вам очень благодарны!
Заключительная часть
- Ребята, с какими звуками вы сегодня повстречались?
- Какие это звуки?
- Каким цветом обозначаются эти звуки?
- Молодцы, ребята, на занятии вы все старались, были внимательными и правильно выполняли задания. Биму и Бому было интересно с вами на занятии. Они говорят вам: «Вы молодцы, до свидания, до новых встреч».
- Занятие окончено, можете отдыхать.