Ирина Ломброзо
Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
с группой воспитанников детского дома
старшего и подготовительного к школе возраста
с диагнозами
-системное недоразвитие речи (II-III уровень р/р)
у детей с ЗПР:
- ОНР (II-III уровень р/р).
Тема: «ЗВУКИ [К, К'], БУКВЫ К, к»
Цель:
Знакомство со звуками [К, К'] и буквами К, к.
Публикация «Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте „Звуки [К, К’] Буква [К]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Выделять звуки [К, К'] в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи
- Развивать фонематический слух.
- Осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез: выделять первый согласный звук в слове и дифференцировать по твердости-мягкости, определять позицию звука в слове,
- Активизировать словарь терминов
(гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки)
- Тренировать в чтении прямых слогов, слов.
- Закреплять обобщающие понятия: домашние животные, фрукты
- Продолжать учить изменять существительные по падежам (В. п, Р. п.)
- Развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно – развивающие:
Развивать - связную речь,
- словесно- логическое мышление,
- зрительное и слуховое восприятие. ,
Развивать оптико-пространственные ориентировки.
Развивать графо-моторные навыки.
Коррекционно – воспитательные:
Создать условия для формирования умения слушать ответ товарища,
навыка самоконтроля и усидчивости.
Продолжительность занятия – 25-30 минут
Оборудование:
- Массажный мяч среднего размера
- Картинки на фланелеграф к рассказу «Как варить компот»
- Картинки на звуки К,КЬ
- Индивидуальные карточки для выделения изучаемой буквы и проведения корректурной пробы.
- Демонстрационный и раздаточный материал для слого-звукового анализа слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ОРГМОМЕНТ
Организация детей на работу. Создание положительного настроения, настроя на занятие.
ЛОГОПЕД Ребята!. Давайте улыбнемся друг другу… и начнем занятие (дети стоят в кружочке)
Психогимнастика
Эмоциональное развитие детей. Доставить детям радость.
ЛОГОПЕД
А теперь вы повернитесь
И в котяток превратитесь:
Покажите котяток, которые
- Ведут себя плохо, шалят
- Обиделись,
- Хотят спать,
- Хотят, чтобы их приласкала мама-кошка (погладить каждого ребенка)
Вы еще раз повернитесь
И в детишек превратитесь
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуализация знаний по теме «гласные звуки»
в процессе динамических упражнений.
Закрепление понятия «гласный звук» Повторение гласных. Умение подбирать слова на первый гласный звук. Развитие ловкости, мелкой моторики (массаж рук.)
ЛОГОПЕД Поймай мяч, назови слово на нужный звук
(Массажный мяч среднего размера.
Садится тот, кто не смог подобрать слово на счет 1,2,3)
В: Назовите звуки, к которым подбирали слова.
О: [АОУИЭЫ]
В: Как называются эти звуки?
О: Это гласные
Формирование навыка шепотной речи
. Формирование правильной осанки.
(Дети говорят шепотом)
Ножки на подножку
Ровная спина
Мы кладем ладошки
На краю стола
Между грудью и столом
Мы ладошку проведем
Знакомство с новыми звуками. Выделение звуков [К, К']в потоке речи
Учить вслушиваться в речь, понимать смысл рассказа, отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
Словарная работа: обобщающее понятие «домашние животные».
Коррекция фонематических процессов: учить выделять часто повторяющийся звук в словах.
ЛОГОПЕД
Сегодня 3-ий день недели - среда.
В среду у нас занятие по обучению грамоте. Вы хотите познакомиться с 2-мя новыми звуками?
Послушайте рассказ внимательно и назовите эти 2 звука.
Рассказ «Как варить компот».
(По ходу рассказа на доску прикрепляются картинки)
В: Понравился рассказ?
В: Как назвать вместе тех, кто варил компот?
О: Это домашние животные.
В: Почему компот получился невкусным?
О: В него положили не те продукты.
В: Из чего варят компот?
О: из фруктов:…
В: Вы догадались, с какими новыми звуками познакомимся мы сегодня?
Скажите мне на ушко.
О: Это звуки [К, К']
(Дети по очереди называют звуки шепотом, а потом громко)
Определение артикуляционного уклада звуков[К, К'].
ЛОГОПЕД
Произнесите звук.
(Можно использовать индивидуальные зеркала или настенное зеркало)
В: В каком положении губы?
О: Губы приоткрыты
В: В каком положении зубы?
О: Зубы сближены
В: В каком положении язык?
О: Язык спрятался в середине рта, выгнулся
Воздух встречает преграду – выталкивается сверху языка
Характеристика звука.
Тренировать умение давать характеристику звука.
Закрепление понятий согласный-гласный,
Звонкий - глухой,
Твердый - мягкий
Социализация детей (учить детей знакомиться).
Повторить полное и неполное имя (Константин – Костя, Кирилл - Кира).
ЛОГОПЕД
Давайте дадим характеристику звука.
(Выложить схемы- характеристики звука.)
В: звук [К] гласный или согласный?
О: Звук [К] согласный, т. к. воздух встречает преграду.
В: Звук [К] звонкий или глухой? (проверяем на горлышке, в ушках, на головке) (Использовать тактильный самоконтроль)
О: Глухой.
В: Звук [ К] твердый или мягкий?
О: Звук [К] твердый. (Вынести куклу мальчика в синей рубашке)
Вывод: Звук [К] согласный, твердый, глухой
В каком домике живет?
О: Звук [К] живет в синем домике
Давайте с ним познакомимся:
- Спросите, как его зовут?
- Константин
- А кто догадался, как зовут Константина, когда он маленький? -Костя?
У Кости есть друг. Его зовут Кирилл.
- Какой первый звук в его имени?
- Его характеристика.
(Показать мальчика в зеленой рубашке, дать характеристику и выложить обозначение)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
[/h3]
Формирование навыка звукового анализа
Тренировать в слиянии согласного и гласного звуков
Тренировать четкое правильное произнесение звука в чистоговорках
ЛОГОПЕД
1. Давайте познакомим мальчиков с девочками – гласными звуками.
(«соединять» ручки мальчика-согласный звук с девочками, обозначающими гласные звуки)
к + а
к + о
к + у
к + ы
к + э
к' + и
2. Повтори – не ошибись: (соблюдая ударение) (Чистоговорки подобраны в соответствии с интеллектуальными, произносительными возможностями каждого ребенка)
ка – ко – ку
ки – ти – пи
пы – ты – ки
ку – ку – ку
ко – ку – кы
Ку – ка – ре – ку и ку – кА – ре – ку
Не ходи, дружок, за реку
Кто так говорит?
Ко – ко – ко – ко – ко – ко
Не ходите далеко
Кто так говорит?
Ку – ку – ку – ку
Сижу на суку
Кто так говорит?
Кинезиологическая гимнастика Комплекс № 1
Дифференциация звуков [К, К'] по твердости, мягкости.
Развитие фонематического слуха.
Формирование грамматических категорий (Р. п. и В. п., ед. ч.).
Развитие связной речи.
Согласование слов в предложении.
Развитие зрительной памяти
ЛОГОПЕД
Костя и Кирилл ходили в магазин. Купили для домов много новых вещей. Но вещи перепутались. Давайте поможем им разобрать покупки по первому звуку слова) (Дети показывают карточки синего или зеленого цвета)
О: В слове краски первый звук [К. ] Он твердый. Краски отдадим Косте.
Слова: краски, книга, кормушка, ключи, колесо, капуста, кенгуру, крокодил, кисточка, кровать, кит, корабль.
В: Что купил Костя?
О: Костя купил. (В. п.)
В: Что купил Кирилл?
О: Кирилл купил. (В. п.)
Задание.
- Придумать предложение.
- Игра «День и ночь»
Чего не стало. (Нет (р. п.)
Определение позиции звуков [К, К'] в словах.
Развитие фонематических процессов: определение позиции звука К в начале, середине, конце слова.
Формирование мыслительных операций: анализа и синтеза.
Развитие речеслуховой памяти.
ЛОГОПЕД
Во всех этих словах [К, К'] стояли в начале слова.
Определите, где спрятался звук [К] в следующих словах: (Использование индивидуальных пособий «птичка»)
Маска, лук, качели, кузнечик, волк, стол
О: В слове "маска" звук [К] находится в середине слова.
(Обратить внимание: Кузнечик – 2 звука, стол - нет звука.)
В: Назовите слова, в которых мы определяли позицию звука [К]
Знакомство с буквами К, к.
Познакомить со зрительным образом буквы.
ЛОГОПЕД
Давайте познакомимся с новой буквой. Среди знакомых букв найдите новую и обведите в кружок
У Т П А К М О
(Дети выполняют задание индивидуально)
Динамическая пауза
.
В: На что она (буква) похожа
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква к
Корректурная проба
Коррекция и развитие зрительного внимания, восприятия.
Задание: Зачеркните К, к:
Кочаны несет козел
А коза большой котел
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты
Чтение слогов с новой буквой.
А а
О о
И и
Э К э
Ы ы
У у
Чтение слов: (На доске)
кино, кит, мак, кот, му, ам.
Печатание буквы
. Развивать оптико-пространственные ориентировки.
Развивать графо-моторные навыки.
Работа в тетради:
Обводка буквы или печатание по образцу
(в зависимости от возможностей каждого ребенка)
IV. ИТОГ
[/h4][/h3]
Подведение итогов.
В:С какой новой буквой познакомились?
В: Какие звуки она обозначает?
В: Что общего у этих звуков?
В: Чем они отличаются?
В: Какие задания вам понравилось выполнять на занятии?
Наше занятие заканчивается.
Спасибо вам, ребята за работу.
Задание для работы в группе.
ЛОГОПЕД
Я предлагаю вам в группе рассмотреть и почитать очень интересную книгу – стихотворение Бориса Заходера «Кит и кот». О ней мы поговорим на следующем занятии.
Приложение
У Т П А К М О
Кочаны несет козел,
А коза большой котел,
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
КАК ВАРИТЬ КОМПОТ
В одном дворе жили КОТ, КОЗА, КУРИЦА и КРОЛИК.
Однажды во двор вышел кот и закричал.
-Слушайте все! Я прочитал в одной очень интересной КНИГЕ как варить компот.
- Ну и как его варить?
-Принесите все самое вкусное!
-Кот разжег КОСТЕР, повесил над ним КОТЕЛ с водой.
Пришла Коза и принесла КАПУСТУ.
Курица принесла КУКУРУЗУ, Кролик -КЛЕВЕР, а Кот -КУСОК КОЛБАСЫ.
Когда вода закипела, кот кинул в котел все продукты и закрыл его КРЫШКОЙ.
Через некоторое время он позвонил в КОЛОКОЛЬЧИК.
-КОМПОТ готов – кушайте на здоровье.
Попробовали друзья компот, а он невкусный.
Почему же так получилось?
Из книги. : В. В. Волина «Занимательное азбуковедение»
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Комплекс №1
1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения помере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
5. «Лезгин
ка»[/b]. Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!