Ирина Марченко
Перспективный план образовательной деятельности по реализации области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
к Рабочей программе
воспитателя старшей группы
компенсирующей направленности
на 2018-2019 учебный год
Перспективный план
организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие : формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование предпосылок экологического сознания»
Темы Содержание Методические приемы
Сентябрь
Публикация «Перспективный план образовательной деятельности по реализации области „Социально-коммуникативное развитие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Адаптацион-ный период Летние игры Сравнительное наблюдение «Пассажиры, пешеходы, водители».
Сравнительное наблюдение, беседа «Одежда по погоде».
Природа и безопасность Правила сбора растений и грибов Образовательная ситуация «С заботой о природе» : Распознающее наблюдение «Ягоды рябины»; Познавательный рассказ «Птичья столовая».
Образовательная ситуация «Уроки Белочки» : Игра-драматизация по сказке В. Зотова «Бледная поганка»; Дидактическая игра «Три отличия»; Познавательный рассказ «Полезные и опасные»; Работа с загадками «Ядовитые грибы».
Образовательная ситуация «Кому в лесу грибы нужны?» : Беседа «Кому в лесу грибы нужны?»; Рисование «Кто в лесу с грибами дружит?»
«Ребенок на улице города» Правила безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг-велосипед». Чтение: Г. Георгиев «Светофор», Н. Кончаловская «Самокат», Л. Новогрудский «Движется - не движется», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», Я, Пишумов «Самый лучший переход», В. Суслов «Его сигнал - для всех закон», О, Тарутин «Для чего нам светофор», загадки о правилах дорожного движения. Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно - нельзя, правильно -неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность : «Мы - пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде»
«Безопасность ребенка в быту» В группе должен быть порядок Осмотр групповой комнаты. Беседа «Почему в группе должен быть порядок». Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи - свое место»
«Ребенок и другие люди» Правила поведения с незнакомыми людьми Беседа «Свои и чужие»
«Ребенок и его здоровье» Лето прибавило нам здоровья Рассматривание фотографий о летнем отдыхе. Беседы: «Как вы отдыхали летом», «Как лето помогает нам быть здоровыми».
Продуктивная деятельность «Картинки о лете»
Октябрь
Безопасность в общении Общение с незнакомыми людьми Образовательная ситуация «Наши друзья» : Слушание песни «Настоящий друг»; Анализ ситуаций «Что значит быть другом»; Проблемный вопрос: всегда ли нужно помогать другу?
Образовательная ситуация «Слоненок заблудился» : Беседа «Что такое адрес?»; Обыгрывание ситуаций «Просьба о помощи».
«Ребенок и его здоровье» Кто заботится о нашем здоровье Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Опытно-исследовательская деятельность : измерение своего роста.
Беседы: «Что мы видели в медицинском кабинете», «Как работают врачи», «Если КТО-ТО заболел».
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница»
«Безопасность ребенка в быту» Играем дружно Беседы: «Если тебе нужна игрушка товарища», «Хорошо ли драться?»
«Ребенок и другие люди» Беседы в транспорте
Беседа «Мы едем в автобусе с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок на улице города» Городской наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей, безопасность движения, правила поведения на улице и в транспорте Целевая прогулка по улице.
Беседы: «На чем люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте». Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», Б, Заходер «Шофер», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука».
Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице»
Ноябрь
Безопасность в помещении Безопасный дом Сравнительное наблюдение «Безопасная терка».
Обучающая ситуация «Предметы, требующие осторожного обращения» : Анализ ситуации «Жили-были»; Беседа по рисункам «Как нужно обращаться с иголкой»; Упражнение «Безопасно используем ножницы».
Образовательная ситуация «Чем опасен беспорядок?» : Анализ ситуаций «Порядок и безопасность»; Трудовые поручения «Наводим порядок в группе».
Практикум «Как справиться с огнем?».
Безопасность в общении Права детей Образовательная ситуация «Права и правила» : Познавательный рассказ «Права ребенка»; Игровое упражнение «Тебе дано, а люди пользуются»; Анализ ситуаций «Права и правила».
Целевая прогулка «Право на отдых и досуг» : Беседа «Право на отдых и досуг»; Сравнительное наблюдение «Кто во что играет?»; Тренинг «Затейники».
«Ребенок
на улице города» Кто управляет
движением на улице Рассматривание иллюстраций.
Беседа «На чем люди ездят»
Рассматривание иллюстраций опасных предметов и ситуаций
«Безопасность
ребенка в быту» Опасности вокруг нас:
дома и в детском саду Беседа «Опасно - безопасно».
Дидактическая игра «Правильно ли это?»
«Ребенок
и другие люди» Опасность контактов
с незнакомыми взрослыми
К кому можно
обратиться
за помощью при опасности Рассказ воспитателя.
Беседа «Кто нас защищает».
Чтение: С. Михалков «Дядя Степа - милиционер».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и его здоровье» Чистота и здоровье Рассказ воспитателя «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым»
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковский «Мойдодыр». Дидактическая игра «Туалетные принадлежности»
Декабрь
Безопасность в общении Права детей Образовательная ситуация «Права и правила» : Познавательный рассказ «Права ребенка»; Игровое упражнение «Тебе дано, а люди пользуются»; Анализ ситуаций «Права и правила».
Целевая прогулка «Право на отдых и досуг» : Беседа «Право на отдых и досуг»; Сравнительное наблюдение «Кто во что играет?»; Тренинг «Затейники».
Безопасность в помещении Безопасный дом Распознающее наблюдение «Как работает электрический ток?».
Интерактивный праздник «Сказка – ложь, да в ней намек!» : Викторина «Узнай сказку»; Анализ ситуаций «Уроки добрых сказок»; Игра – инсценировка «Все хорошо, что хорошо кончается»; Рефлексия «Спасибо добрым сказкам».
Образовательная ситуация «Откуда берутся неприятности?» : Беседа «Ждут котенка Гава неприятности»; Эвристическая беседа «Как избежать наприятностей?».
«Ребенок
на улице города» Дорожные знаки -
помощники
Целевая прогулка по улице.
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки».
Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о дорожных знаках.
Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Составь такой же знак», «Найди по описанию».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Продуктивная деятельность «Рисуем дорожные знаки»
«Безопасность
ребенка в быту» Елочные огоньки Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Как правильно украшать елку», «Елочные гирлянды - красиво, но небезопасно».
Продуктивная деятельность «Новогодняя красавица»
«Ребенок
и другие люди» Несоответствие приятной внешности
и добрых намерений Беседа «Красивый или хороший».
Чтение: Ш. Перро «Золушка», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Ребенок и его
здоровье»
Физкультура
и здоровье Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Беседа «Почему полезно заниматься физкультурой».
Упражнение «Обучение самомассажу»
Январь
Природа и безопасность Природные явления и безопасность зимой Распознающее наблюдение «Снежное покрывало».
Образовательная ситуация : «Чистый ли снег?» : Эвристическая беседа «Чистый ли снег?»; Самостоятельное экспериментирование «Чистый ли снег?».
Образовательная ситуация «В выходной всей семьей…» : Составление рассказов «Вместе с папой, вместе с мамой»; Пантомимы – загадки «Любимый вид спорта»; Проблемный вопрос : как узнать, можно ли уже кататься на коньках по льду?
Детская лаборатория «Свойства льда» : Эвристическая беседа «Удивительный лед»; Обследование льдинок.
Творческая лаборатория «Мы мороза не боимся!» : Эвристическая беседа «Какая погода?»; Инсценировка русской народной сказки «Два мороза»; Игровые упражнения «Советы Совуньи».
Интерактивный праздник «Зимние забавы» : Пантомимы – загадки «И по снегу, и по льду»; Викторина «Какие правила нарушены?»; Эстафета «Сними – надень-ка»;Русская народная подвижная игра «Горелки с платочком».
«Ребенок
на улице города» Мы едем в метро Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Самый быстрый городской транспорт», «Лесенка-чудесенка», «В ожидании поезда»
«Безопасность
ребенка в быту» Бытовые приборы -
помощники человека Рассматривание предметов и иллюстраций.
Беседа «Как работают домашние помощники».
Чтение: загадки.
Дидактическая игра «Угадай электрический прибор».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
«Ребенок
и другие люди» Сопротивление агрессии со стороны
незнакомых взрослых Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых.
Упражнение «Помогите!»
«Ребенок и его
здоровье» Забота о здоровье:
профилактика
заболеваний Беседа «Как стать Неболейкой».
Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», С. Михалков «Про мимозу».
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»
Продуктивная деятельность : изготовление атрибутов для игры «Аптека»
Февраль
Безопасность в общении Ты и другие дети Дедуктивное наблюдение и самонаблюдение «Настоящие друзья»
Образовательная ситуация «Как поступит друг?» : Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя?»; Беседа «Как помочь другу?»; Рисование «Прогоним страх».
Безопасность в помещении Безопасность в общественных местах Образовательная ситуация «В зоопарке цветочного города» : Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сколько?»; Имитационные движения «Кого мы встретили в зоопарке?»; Рисование «Правила безопасности».
«Ребенок на улице города» Поведение в транспорте Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Мы едем в автобусе».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Безопасность
ребенка в быту» Пожарная безопасность Рассматривание иллюстраций.
Опытно-исследовательская деятельность : тонет — плавает - горит.
Беседы: «Как работают пожарные», «Знай и соблюдай правила».
Практикум: эвакуация при опасности возникновения пожара.
Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», К, Чуковский «Путаница».
Дидактические игры; «Опасные предметы», «Горит- не горит», «С чем нельзя играть».
Продуктивная деятельность «Пожарная машина»
«Ребенок
и другие люди» Один дома Беседа «Кто стучится в дверь мою». Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Чтение: Е, Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?»
«Ребенок и его
здоровье» Изучаем свой
организм Рассматривание альбома «Безопасность».
Беседа «Как работает мой организм».
Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», С. Прокофьева и др. «Румяные щеки».
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Март
Безопасность в помещении Безопасность в общественных местах Образовательная ситуация «В зоопарке цветочного города» : Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сколько?»; Имитационные движения «Кого мы встретили в зоопарке?»; Рисование «Правила безопасности».
Природа и безопасность Домашние и дикие животные Образовательная ситуация «О чем говорит кошка?» : Коммуникативное упражнение «Разговор без слов»; Аналитическая работа «Что сказала кошка?».
Дедуктивное наблюдение «Домашние питомцы на прогулке»
«Ребенок на улице города» Поведение на остановках общественного транспорта Рассматривание иллюстраций.
Беседа «На остановке ждем автобус, не шалим и не сорим».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт», Продуктивная деятельность : изготовление атрибутов для игры в автобус
«Безопасность ребенка в быту» Контакты с незнакомыми животными Рассматривание альбома «Безопасность».
Беседа «Опасные незнакомые животные». Продуктивная деятельность «Мое любимое домашнее животное»
«Ребенок и его
здоровье» Витамины и здоровье Рассматривание овощей и фруктов, составление
описательных рассказов, загадок.
Беседа «Где живут витамины».
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Где какой витамин».
Продуктивная деятельность : «Овощи и фрукты - полезные продукты»; посадка лука на перо и корней петрушки на зелень
«Ребенок и другие люди» Ситуация «Опасное предложение» Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о предложениях незнакомых людей (пойти в зоопарк, кафе и т. д.). Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Апрель
Безопасность в помещении Безопасность в общественных местах Творческая мастерская «Простые правила» : Беседа «Собираемся в музей»; Аналитическая работа «Что будет, если…».
Образовательная ситуация «Чтобы не скучать» : Анализ ситуаций «Что случилось с Петей?»; Коммуникативная ситуация «Давай играть вместе».
Безопасность на улице Правила дорожного движения Распознающее наблюдение «Разметка дороги».
Образовательная ситуация «Пешеходный переход» : Составление рассказов «Мы по городу идем»; Игровое упражнение «Пешеход»; Прослушивание песни «Переход».
Викторина «Путешествие по городу» : Дидактическая игра «Объединимся в команды»; Конкурс «Так и не так»; Подвижно – дидактическая игра «Регулировщик»; конкурс «Дорожные знаки».
«Ребенок на улице города» Запрещающие дорожные знаки Рассматривание дорожных знаков.
Беседы: «Какие бывают знаки», «Этот разрешает, а этот запрещает».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций на макетах. Дидактические игры: «Назови знак», «Разложи знаки»
«Безопасность ребенка в быту» Лекарства и витамины Беседы: «Как вести себя во время болезни», «Для чего нужны лекарства и витамины». Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника».
Продуктивная деятельность : изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр
«Ребенок и другие люди» Гуляю один Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о поведении ребенка при контакте с незнакомыми взрослыми.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и его здоровье» Правила оказания первой помощи Показ приемов оказания первой помощи при ушибах и порезах.
Беседа «Чтобы не было беды».
Сюжетно-ролевая игра «Травмпункт»
Май
Безопасность на улице Правила дорожного движения Распознающее наблюдение «Разметка дороги».
Образовательная ситуация «Пешеходный переход» : Составление рассказов «Мы по городу идем»; Игровое упражнение «Пешеход»; Прослушивание песни «Переход».
Викторина «Путешествие по городу» : Дидактическая игра «Объединимся в команды»; Конкурс «Так и не так»; Подвижно – дидактическая игра «Регулировщик»; Конкурс «Дорожные знаки».
Природа и безопасность Природные сообщества и безопасность в летний период Экскурсия «Правила безопасности на игровой площадке».
Целевая прогулка «Кто живет на лугу?» : Познавательный рассказ «Кто живет на лугу?»; Дидактическая игра «Найди отличия».
«Ребенок на улице города*» Культура пешехода Беседы: «Мы - пешеходы», «Важные правила для пешехода».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
Продуктивная деятельность : «Мы по улице идем», «Пешеходный переход»
«Безопасность ребенка в быту» Ядовитые растения и грибы Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Какие бывают грибы», «Опасные растения».
Чтение: загадки о грибах.
Дидактические игры: «Собери грибы в корзинку», «Какие растения взять для букета».
Продуктивная деятельность «Нарисуем, чтобы запомнить и не трогать»
«Ребенок и другие люди» Ситуация «Мальчик, хочешь покататься на автомобиле?» Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Умей сказать «Нет». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и его здоровье» Здоровье - главное богатство Беседы: «Как стать здоровым», «Как нам делали прививки».
Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», С Михалков «Про девочку Юлю» которая плохо кушала», С. Прокофьева и др. «Румяные щеки».
Дидактическая игра «Что полезно для здоровья»
Июнь - август
«Ребенок на упаде города» Закрепление знания правил дорожного движения Беседы: «Азбука безопасности», «Как по улице шагать».
Дидактические игры по желанию детей
«Безопасность ребенка в быту» Опасности и их предупреждение Рассматривание альбома «Безопасность».
Беседы: «В мире опасных предметов», «Опасная неосторож-ность», «Животные и растения - друзья и враги».
Дидактические игры на закрепление правил безопасности в быту и при пожаре.
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные на учениях», «Аптека лекарственных растений», «Магазин электробытовых приборов».
Продуктивная деятельность «Правила безопасности для малышей»
«Ребенок и другие люди» Я и другие люди – закрепление знания правил поведения с незнакомыми людьми Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и его здоровье» В здоровом теле – здоровый дух: обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни Беседы : «Что помогает быть здоровым», «Наш организм», «Витамины и здоровье», «Наша безопасность на улице и дома», «Физкультура и здоровье», «Мы - пешеходы».
Дидактические игры по закреплению знания правил дорожного движения.
Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Поликлиника», «Семья».
Продуктивная деятельность : «Мы занимаемся зарядкой», «Машины на нашей улице», «Опасные предметы»
Методическое обеспечение:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Безопасность. Санкт – Петербург, Детство–пресс, 2013 г.
2. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.