Зульфия Мезенцева
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Потребности человека»
Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности).
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей анализировать ситуацию, ставить проблему и оценивать правильность её решения; учить определять, от чего зависят потребности, раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде; закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассуждений, через игровые проблемные моменты; закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь. Активизировать мыслительную деятельность.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься; развивать желание помогать друг другу.
Оборудование: ИКТ- музыкальная запись щебетания птиц; волшебная шапка
Материал: Д\и «01, 02. 03»; карточки заденем «Определи общее потребности людей», цветные карандаши; карточки из Д\ игр: «Семья», «Мужчины и женщины, «Времена года», «Профессии»
Предварительная работа: рассматривание картинок разных жизненных ситуаций; Беседа: «Что такое безопасность?», «Что делают люди для безопасности жизни и сохранения здоровья?»; Сл/и «Доскажи словечко», «Что буде если….», «Я хочу но не могу, почему?»; Д/и «Раздели предметны картинки по общим признакам»; СРИ «Вызови помощь»; чтение художественной литературы по теме.
ХОД
Дети с воспитателем входят в группу по щебетание птиц.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваются: "Доброе утро"
Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лица.
И каждый становится добрым, доверчивым пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать на занятие? (ОД)
- Мне сегодня подняло настроение встреча с вами, а вам что поднимает настроение? ( ОД: веселая музыка, встреча с другом, улыбка мамы, вкусная конфета, звук капели, щебетание птиц, яркое солнышко)
- Смотрите, я вам принесла волшебную шапку, которая исполняет желание. Её мы будет передавать из рук в руки, и каждый сможет высказаться о том, что вам больше всего хочется. Давайте начнё м с меня: я хочу, чтобы все дети и взрослые никогда не болели, и чтобы не было войны. А ты что хочешь, Костя? (ОД)
- Какие интересные и разнообразные у вас желания! Как можно назвать одним словом, все ваши желания, которые высказали вы? (ОР)
- Правильно - это потребности, что означает это слово? ( ОР: потребность – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь)
- Сегодня мы ещё раз поговорим о человеческих потребностях и постараемся рассказать нашим гостям, какие бывают потребности, узнаете на какие группы делятся потребности, от чего они зависят. Готовы? (Да)
- У каждого человека есть свое любимое дело, интересно, а что нравится делать вам? На свое место сядут девочки, которые любят рисовать; сядут мальчики, которые любят лепить; сядут те, кто из вас любят делать поделки своими руками; проходите на свои места, кто любит петь и танцевать; кто любит гулять.
Работа за столом
- Интересно, а есть ли общие потребности у людей? У вас на столах лежит листок с заданием, положите его пере собой, возьмите зеленый карандаш. Подумайте и обведите свои потребности, то без чего вы не сможете жить. Кто хочет выполнить задание у доски, помочь мне. Выходи, Миша. (выкладывает карточки на доску)
- Давайте расскажем нашем гостям, какие потребности вы обвели и почему?
- Начнет отвечать Вова по цепочки. Помните: отвечаем полным предложением, слушаем внимательно не повторяемся ( ОР: воздух, потому что человек, не может жить без воздуха)
- Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами можем не дышать? Зажимаем свой нос - раз, два, три не дыши. Долго мы можем не дышать? ( ОД: Нет)
Правильно Вова, ты заметил, мы с ребятами, полностью с тобой согласны.
- Продолжает Алиса ( ОР: человеку нужна вода, без воды он может прожить не более двух суток).
- Алиса, кому ещё нужна вода для существования? ( ОР: животным, растениям)
- Да правильно, продолжай Люба ( ОР: солнце, потому что человеку, нужно тепло, если ему будет холодно он может замёрзнуть)
- Молодец, что ты обвела Эсмира? ( ОР: у человека есть потребность в одежде)
- А вы знаете, для чего существует одежда? ( ОР: она защищает человека от холода, от жары)
- Да, интересно, а животные испытывают потребность в одежде? ( ОД: Нет)
- А что их защищает от холода, от жары? ( ОД: Шерсть, шкура, мех.)
- Хорошо, а что обвел Алеша? ( ОР: человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет)
- Молодец! Ещё ребята, человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. У нас ещё осталась картинки, о какой потребности мы ещё не вспомнили, Андрей? ( ОР: о сне)
- Давайте вспомним и подведем итог: пища, вода, сон, солнце, воздух, дом, одежда - это физиологические потребности, без которых человек обойтись не может!
- Подумайте, что произойдет, если человек не будет спать, есть, будет дышать загрязненным воздухом, испытывать недостаток воды или пить загрязненную воду? ( ОР: он заболеет)
- Все люди хотят быть здоровыми, значит какие еще потребности человека можем назвать? ( ОР: сохранение здоровья, безопасность жизни)
- Как вы понимаете, что такое безопасность? ( ОД: это когда человеку в окружающем пространстве ничего не угрожает)
- Расскажите, нам ребята, что делают люди для безопасности жизни и сохранения здоровья? ( ОД: выбирают качественную, разнообразную пищу; водопроводную воду очищают; на заводах - ставят фильтры для того чтобы очищать воздух; мед. работники следят за здоровьем, проводят профосмотры; нужно соблюдать правила гигиены, правила безопасного поведения в д/саду, на улицах и дорогах, поведения в природе).
- А как надо вести себя дома, чтобы обеспечить свою безопасность? ( ОД: нельзя открывать двери человеку, которого не знаешь, т. е. чужому; не включать электроприборы; не брать спички)
- Вторым домом, для вас является детский сад. Значит, в детском саду, вы должны чувствовать себя тоже в безопасности, для этого нужно соблюдать правила. Какие это правила? ( ОД: в д/с нельзя кататься по перилам лестницы, нельзя драться, прыгать с высоких поверхностей).
Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, значит, защитим себя от беды.
– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогают людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, полиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. ( ОД: 01 – пожарная помощь, 02 – полиция, 03 – скорая помощь)
- Глеб, если ты вызываешь помощь по телефону, то что нужно сказать? ( ОР: представится, рассказать, что случилось и назвать свой домашний адрес)
Работа у мольберта
- Молодцы, поиграем в игру «О1, О2, О3» Ваша задача рассмотреть карточку, которая лежит у вас на столе и определить в какую службу нужно обратится за помощью. (Дети относят карточку к нужному мольберту)
- Давайте подведем итог: Миша, в скорую помощь нужно звонить если ….;
- Лера, в полицию нужно звонить если…;
- Кирилл, пожарную службу нужно вызвать если…
- Помните! Звонить в эти службы, нужно только, если Вам нужна помощь!
- Сохранение здоровья, безопасность жизни - это вторая группа потребностей человека. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтоб всем было удобно.
– Ребята, проведем ещё один Эксперимент: «Молчанка» - каждый «закроет ротик на замок» и постарается, как можно дольше ни с кем не разговаривать. Получилось у нас долго молчат? ( ОР: нет)
- Какую потребность вы испытывали, Ангелина? ( ОР: потребность в общении)
- Человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей. А какие качества и умения нужны, чтобы было много друзей? ( ОД: доброта, умение общаться, умение понимать и поддерживать друг друга, вежливых слов)
Физкультминутка: поиграем с вам игру «Доскажите вежливые слова» :
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…. «Здравствуйте»
Днё м при встрече мне не лень сказать знакомым: … «Добрый день!»
А вечером при встрече скажу я…«Добрый вечер!»
Я Соню знаю с малых лет, ей весело скажу: … «Привет!»
И во Франции и в Дании на прощанье говорят…. «До свидания»
Растает даже каменная глыба, от слова теплого … «Спасибо»
- Потребность в общении, дружбе, любви необходима каждому человеку. Вы в детском саду общаетесь, учитесь дружить, узнаете много нового, интересного. Для чего человеку нужны знания? ( ОД: чтобы хорошо учиться в школе, получить хорошую профессию)
- Человек всегда учится чему-то, то есть испытывает потребность в образовании.
- Сядет за сто тот ребенок, который назовет, где люди получают образование? ( ОД: д\с, школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете).
Работа за столом в парах
– Когда человек растет, то его потребности растут вместе с ним. Осталось найти ответ на вопрос: от чего же зависят потребности? У вас на столах лежат конверты, подумайте и попробуйте в парах разделить карточки, на которых изображены предметы на 2 группы. Объясните, от чего зависят потребности? (Д\и «Семья» карточки: погремушка, соска, ползунки, коляска, кроватка; фартук, фен, утюг, стиральная машина, пылесос и т. д.)
- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? ( ОР: потребности зависят от возраста)
(Д\и «Мужчина, женщина» карточки: платье, туфли, шляпа, ожерелье, помада; галстук, часы наручные, ботинки, костюм и т. д.)
- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? ( ОР: потребности зависят от пола)
(Д\и «Времена года» карточки: лыжи, санки, коньки, шуба, ледянка; надувной круг, солнечные очки, ролики, скейтборд и т. д.)
- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? ( ОР: потребности зависят от времени года)
(Д\и «Профессии» карточки: шприц, градусник, белый халат, давление миритель; ножницы, расческа, накидка, зеркало фен, плойка и т. д.)
- Кто попробует из вас объяснить, от чего зависят ваша потребности? ( ОР: потребности зависят от профессии)
- Подведем итог: потребности зависят от пола, возраста, от времени года и от выбранной профессии, то есть потребности являются постоянными или они меняются? ( ОД: они растут, меняются, на смену одним приходят другие).
Заключительная часть.
- О чем мы с вами говорили? ( ОД: что у людей есть потребности, желания)
- Помните, что не всегда потребности совпадают с возможностями, например,
Я хочу бегать по группе, но не могу. Почему? ( ОР: потому что….)
- Молодцы дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждого из нас есть свои потребности в пище, воде, тепле, потребности в общении. Но ещё каждому человеку необходимо внимание друзей. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся, чтобы у вас весь день было хорошее настроение. Наше занятие подошло концу, желаю вам быть добрыми и внимательными к себе и окружающим.