Наталья Анатольевна Непомнящих
Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Введение
Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня образовательное учреждение, который обеспечивает физкультурно– оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого– ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Прикоснись к природе сердцем“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Наименование проекта : «Прикоснись к природе сердцем»
Автор проекта : Непомнящих Наталья Антольевна
Участники проекта : родители, дети, воспитатели
Длительность проекта : сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Актуальность: В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности, мир находится на грани экологической катострофы. Я считаю, чтобы сохранить природу на планете, нужно заложить детям основы экологической культуры в дошкольном возрасте. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое воспитание родителей – одно из важнейших и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Природа окружает ребенка всегда. Она дает огромный запас знаний, которые приходят в будущем.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов,он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Цель проекта : Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образователтных сфер – семьи и дошкольного учреждения. Расширение представлений о природе, бережного и гуманного отношения к живому миру.
Проблема: Низкий уровень экологической культуры и информированности родителей об экологической обстановке в нашей станице обуславливает недостаточный уровень познавательной активности и экологических знаний у детей.
Как проектная деятельность будет способствовать образовательной деятельности дошкольного возраста?
Задачи:
- подвести к пониманию в вжности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
- повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью совместных мероприятий;
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды – «образовательное учреждение» - дом (семья) ребенка;
- формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающейсреды и в деле воспитания детей.
Предмет и объект обследования
Предмет: Использование метода проекта в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
Объект: Изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Гипотиза:
-процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- будет создана предметно – пространственная среда дошкольного образовательного учреждения;
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
- будут применяться разнообразные виды деятельности интегрированного характера.
Методы исследования:
- метод наблюдения;
- метод беседы;
- метод опроса - опросы педагогов и родителей в форме анкетирования и интервью; детей —в форме интервью;
- опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные) ;
- наглядные: иллюстрации, фото, живые объекты;
- изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т. п.);
Ожидаемый результат: Расширение знаний о растительном и животном мире. Бережное отношение к природе, приобритение навыков экологически безопасного поведения в природе. Стремление к исследованию объектов природы, наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы и сроки реализации проекта
Первый этап – подготовительный (сентябрь 2015 г. по октябрь 2015г.)
Цель:
Изучение программно-методического материала по направлению работы. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: создание Экологической тропинки на участке детского сада; наблюдения, экскурсии на экологической тропе; проведение консультаций. Составление перспективного плана мероприятий.
Задачи: Анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
Прогнозируемый результат: Пополнение, обогащение и усовершенствование развивающей среды в группе и ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников (педагогическая копилка по экологическому воспитанию детей с методическими разработками и сценариями образовательных мероприятий, коллекция слайд презентаций, высадка рассады в цветник и огород на территории ДОУ и т. д.)
Второй этап организационный - Реализация практического проекта
(ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Задачи: Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
Прогнозируемый результат: У детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различают живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Узнают особенности природы родного края – Краснодарского края. Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
Третий этап – итоговый (май 2016 г.)
Цель: Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Задачи: Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.
Прогнозируемый результат: Подтверждение актуальности реализации данного проекта, выявление уровня знаний по теме проектирования.
Итог проекта : презентация «Прикоснись к природе сердцем»
Вывод: На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Литература:
1. Саморукова П. Г «Как знакомить дошкольников с природой» М. Просвещение, 1983 г
2. Николаевой С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»
3. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой». Пособие для воспитателей детского сада - Москва «Просвещение», 1983.
4. Шорыгина Т. А., - Гном, 2008. серия книг о насекомых, птицах, животных, деревьях.
5. Журнал дошкольное воспитание, (№4-2010 г; №3 – 2010 г, №2-2012 г, №6-2012 г).
6. Журнал Ребёнок в детском саду (№2-2010 г).
7. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа методических рекомендаций. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
8. Л. Г Горькова «Экологическое воспитание дошкольников».
9 Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»