Татьяна Аленкина
Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый наряд планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗЕЛЕНЫЙ НАРЯД ПЛАНЕТЫ» (Старшая группа)
Автор: Алёнкина Татьяна Николаевна
Организация: МБДОУ № 293
Город: Ростов-на-Дону
Цель: формировать экологическую культуру детей, расширять представления о природе, о взаимосвязях в ней, о способах ее сохранения. Расширять представления детей о многообразии растений. Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Зеленый наряд планеты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая мода. Костюмы из мусора, бросового материала
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Задачи: Развивать речь, кругозор, память, умение логически мыслить и выражать свои мысли. Прививать навыки культурного поведения в природе, бережное отношение к растениям и животным, нетерпимость к бессмысленной порче растений. Сформировать убеждение, что красота и неповторимость природы бесценна и ее надо беречь и охранять. Углубить знания детей о растениях, дать понятие о видах растений, учить их различать.
Материал: дидактические карточки (деревья, цветы, сюжетные картинки с изображением леса, поля, луга, парка, сада, пустыни. Слайды по теме занятия.
Ход занятия.
Организационный момент: слушание звуков природы (1-2мин). Показ слайдов- пейзажи.
Воспитатель : Ребята, нашу Землю называют Зеленой планетой. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель : Да, ребята, вы правы: деревья, кустарники, цветы – это наше зеленое богатство!
Воспитатель : Где бы мы не находились они повсюду нас окружают. Мы на них даже не обращаем внимания, но представьте, что мы попадаем на улицу, где нет деревьев, кустарников, ни единой травинки. Все вокруг серое, темное, мрачное. А смогли бы мы с вами жить без всего этого? (ответы детей или дополнительные наводящие вопросы) Воспитатель обобщает ответы.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по настоящему лесу! А пойдем мы в лес для того, чтобы понять, нужны ли растения для животных и для людей!
Физминутка. «Вместе по лесу идем».
Вместе по лесу идем
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (потягивание – руки в стороны).
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево (наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой).
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (потягивание руки вверх).
Отдохнуть мы все успели
И на место тихо сели (дети подходят к интерактивной доске) Серия слайдов («ромашковое» поле, маки, тюльпаны, подсолнухи). Музыкальное сопровождение.
Я иду по зеленому лугу, высыхает на листьях роса, ветер травы качает упруго и я слышу цветов голоса. Они шепчут: не рви нас, не надо! Наши гибкие стебли не мни! Мы для глаз и для сердца отрада, украшенье родимой земли.
Воспитатель : ребята, какая красота! Такую красоту мы должны сохранить на нашей планете! Чтобы не погибли растения, мы должны их охранять. А для этого давайте выучим правила поведения в лесу. А в этом нам поможет игра «Можно – нельзя». Я спрашиваю, а вы отвечаете можно это делать в лесу или нельзя.
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать деревья (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать его (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Слушать пение птиц (можно)
Воспитатель : Молодцы! Ребята, почему нельзя рвать растения (ответы детей)
Воспитатель : Растения не умеют разговаривать, не умеют плакать, но если вы прислушаетесь, то обязательно услышите как они шепчутся…Послушайте (звуки шелеста листвы). Значит они….- живые!
Воспитатель : Верно, растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются. Вы, наверное, замечали, что если у комнатного растения листья желтеют и вянут, а цветы засыхают, это говорит о том, что ему не хватает солнечного света или…. (ответы детей). Растения, как и мы дышат, выделяют в атмосферу кислород, а забирают из нее углекислый газ. «Плохой» воздух они забирают, а чистый, свежий нам отдают!
Демонстрация на экране интерактивной доски: «Небо над городом», «Небо над лесом».
Дыхательное упражнение «Ветерок». Предложить детям подуть как ветер, при этом делая вдох и выдох длительный и плавный.
Прилетели листики, проводится игра «С какого дерева листок» (клен, дуб, береза, каштан).
Загадки. (каждый ребенок получает зеленую фишку за правильный ответ. По результатам выбирают Фею цветов, Короля Эльфов)
Много рук, а нога одна?- (дерево)
Растения, растущие под водой? – (водоросли)
Кого раз в году наряжают?- (ёлка)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (ива)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Лист ладошкой с длинной ножкой. (клён)
Зеленые ежата, на веточках сидят,
Колючие иголки, с них в октябре слетят. (каштан)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (дуб)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем- (лес)
Воспитатель : Дерево – самое высокое в лесу, оно выше всех, у него есть толстый ствол, покрытый корой, ветки и как у других растений – листья, плоды с семенами, а главное корни – которыми они питаются.
Воспитатель :ребята, какие деревья вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель : деревья делятся на два вида, у которых есть листья их называют – лиственными, а у которых иголки – хвойными.
А еще есть растения меньше деревьев, имеют несколько тонких веток, листья, плоды и корни. Как вы думаете, о чем я рассказала?
Ответ детей : кустарники.
А теперь послушайте еще одну историю: у них нет ствола, как у деревьев, они состоят из гибкого стебля, листьев, цветка, плода и как у всех растений у них есть корни, но нет множества маленьких веточек? (ответы детей)
Что общего у всех растений? –дети (есть ствол, листья, цветки, корень, плоды, семена).
Виды растений (показ всех видов на одной картинке).
Психогимнастика «Слушай хлопки».
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
. Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями)
И листочки обрывал:
Вот дубовый,
Вот кленовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках,
Вот рябиновый резной, начиная с большого)
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Игра «Позовем птиц»
Выбираем жучка-мальчика, все остальные дети птицы. (на голове маски птиц)
Чок – чок – чок - чок! Прилетел в сад жучок, на березу сел – все листочки съел, позову скворцов со всех концов, позову грачей – летите скорей! Жука проглотите и мой сад спасите! (дети под музыку летают)
Воспитатель :
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
музыка «Лес поет» О. Фельцмана
Деревья, трава, леса, луга, поля – это все часть огромного мира под названием природа, которая дает нам здоровье, пищу, хорошее настроение. Так давайте же ее любить, сохранять и она ответит нам тем же. До встречи!
Список литературы:
С. Н. Николаева «Юный эколог», программа и условия ее реализации в детском саду.
С. В. Зуева «Чтоб повсюду зеленели сосны, вязы, клены, ели» - читаем, учимся, играем.
Г. Н. Казаручик «Дошкольная педагогика», «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников».
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?»
И. В. Кравченко Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду»