Винокурова Прасковья Александровна
Консультация «Схемы и модели по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хотела бы обратить ваше внимание на модели по экологическому воспитанию. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Публикация «Консультация „Схемы и модели по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Совместно с детьми и родителями мы изготовили своими руками разнообразные модели. Они помогают в работе с детьми, так как в старшем дошкольном возрасте инструкции, элементы и последовательность заданий сложные.
Применение наглядных моделей при ознакомлении с природой способствует более глубокому познавательному развитию и развивает речь детей.
Модели бывают разнообразные. Выделяем: наглядные и звуковые.
К наглядным относятся: объемные модели, схемы, графические модели - карточки.
К звуковым относятся: мешочки, шуршалки, султанчики, пакеты, музыкальные инструменты.
Данные модели используются для решения разных задач по экологическому воспитанию.
Для формирования временных представлений использую:
• объемные модели - змейки года, недели;
• спиралевидные модели недели, времени года;
• календарь природы.
Для формирования знаний о растительном и животном мире представлены схемы для составления описательных рассказов.
Этапы работы с мнемотаблицей:
1. С детьми рассматривали таблицу и разбирали, что на ней нарисовано.
2. Затем – преобразовали символы в образы.
3. Составляли рассказ с опорой на символы (образы). Дети рассказывали самостоятельно или с помощью педагога.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы и воспроизведение таблицы при показе ребенку.
"Весна проснулась"
Весной солнышко светит и греет. Тепло. На деревьях – зеленые листочки. В траве распускаются цветы. Прилетают насекомые. В лесу поют птицы. Хорошо весной!
Развивающее упражнение:
"Восстанови последовательность событий"
Ветер слабый по силе - раскачивает только листья и маленькие веточки;
1. Ветер усиливается – раскачивает ветки;
2. Ветер сильный – раскачивает стволы деревьев.
Использование моделей оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления и речи, обогащает конкретные представления детей. Модели дают не только представление о внешних особенностях объекта, позволяют формировать у детей правильное, доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической культуры.
Рекомендуемая литература:
1. Мир природы и ребенок. /Под. ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб., 2003.
2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. /Под. ред. П. Г. Саморуковой – М., 1991.
3. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.