Фирюза Хусаинова
План-отчет работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
" Человек был и всегда останется сыном природы. " В. Сухомлинский.
Перейдя с детьми в старшую группу, моей первой задачей было- это определить уровень экологических знаний у детей. Сейчас я приступила к тому, чтобы каждый ребенок овладел экологической грамотой, т. е. сердце и разум их должны быть одухотворены любовью к лесам и полям, озерам и рекам, " к братьям нашим меньшим".
Работу свою строю по четким, взаимосвязанным аспектам:
Публикация «План-отчет работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
* Дать конкретные знания о мире природы, о связи и закономерности ее явлений, сформировать понимание специфики живого организма, его неповторимости.
* Сформировать понятие, что человек - важный фактор жизни живых существ.
* Осуществить разнообразную практическую деятельность детей в природе и в области охраны окружающей среды.
* Формировать навыки рационально расходывать природные богатства.
* Познакомить детей с понятием дом, улица, земля, глобус, солнце, космос.
Самый первый этап- я создала экологический объект, уголок природы в группе, огород на окне, аквариум с рыбками. Все это позволяет детям организовывать систематическое наблюдение за растениями и животными, дети приобщаются к посильному труду и уходу за ними. Все это вырабатывает у детей навыки заботливого отношения ко всему живому, для формирования понятий о природоохраняемой деятельности человека. Дети начинают понимать зависимость сезонных изменений в жизни растений от степени удовлетворения потребности в свете, влаге и тепле; от семени до семени.
Решая проблему экологического воспитания дошкольников я поставила задачу использовать экологические сказки, они имеют эстетическую и нравственную сторону, социально-экологический идеал. Например, экологические сказки " О том, как береза и ива остались верны родному дому", "Зеленый друг", "Куда бежит ручей", театрализованное представление " Дети тундры". Все эти сказки заканчиваются победой добра над злом, прекрасного над безобразным не только в социальном плане, но и в экологическом.
Составной частью программы является решением экологических задач, игры. Такие занятия я провожу в форме игры- на одном приходит Лесовичок- Боровичок, который пишет письма о грибах, рассказывает о муравьях и пчелах, знакомит с лекарственными травами, рассказывает о диких животных. Проводится игра "Почемучки -знатоки", где дети закрепляют знания о природе.
С детьми выходим на экологическую тропу в гости" к деревьям", куда их приглашает опять тот же Лесовичок. Через игры дети познакомятся с разными породами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой. Они будут воспитывать бережное отношение к деревьям, как к живым существам. Проводя игры -занятия "Жалобная книга", я учу детей вести себя в лесу. чтобы не причиняли вред в природе ягодам, грибам, деревьям, птицам, рыбам, пресмыкающим.
В содержание моей работы по экологическому воспитанию входит выполнение заданий по конструированию из природного материала: листьев, семян, желудей, шишек. Задания по изодеятельности выполняем аппликации на тему :" Природа и мы", рисования "Мир вокруг нас", лепки "Наши меньшие братья".
В состав наблюдений вношу наблюдения за живой и неживой природой, проводим опыты по выращиванию рассады в весенне- зимнее время. пересаживаем цветы с клумбы в горшки последующих наблюдений в группе. Наблюдаем за погодой. Я составила перспективный план по экологическому воспитанию, опираясь на литературу и журналы дошкольного воспитания.
Я тщательно готовлюсь, продумываю каждое занятие, обязательно анализирую предыдущее. Готовлю пособия хорошего качества, имеем набор гербария, глобус, развернутые карты мира.
В нашей группе развернутый уголок экологии, где имеем определенные сообщения о природе, календарь погоды, календарь смены суток. Поддерживаю контакт с родителями, учитывая их мнение при работе с детьми. Для родителей есть папка-раскладушка, обращения.