Лариса БорисовнаТараканова
Открытый урок. Музыкально-ритмическое занятие в 1 классе в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Фронтальное занятие : Музыкально-ритмическое занятие.
Тип урока : изучение нового материала
Класс : 1 А класс
Тема урока : Народный инструмент. Балалайка.
Песня «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Характер музыкального произведения. Метр.
Темочки:
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Цель занятия : Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с русским народным инструментом - балалайка. Обучение игре на детских шумовых инструментах по заданному 4-х дольному метру. Работа над песней;
Задачи занятия : Обучающие: Познакомить с русским народным инструментом - балалайка. Формировать представления детей об истории появления балалайки. Воспроизведение несложных ритмов к ритмическому рисунку песни. Исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сильной доли такта в музыке двудольного метра в медленном темпе; соблюдать ритмический рисунок песни - уметь отхлопать ритм.
Закрепить названия шумовых инструментов, учить определять темп в музыке;
Коррекционно-развивающие: Развивать у учащихся умения различать основные средства музыкальной выразительности : темп, ритм, характер; Формировать правильную осанку, походку, снижать психологическое напряжение в процессе движения, игр; Закреплять навыки построения в шеренгу, в колонну по два; по три человека. Выполнять движения под стихотворный текст (логоритмика.) - корректировать ритмико-интонационную сторону речи; Произносить слитно стихотворный текст, соблюдая восклицательную интонацию. Участвовать в диалоге на уроке. Выполнять распевки на звукоряде с до-лалолулелилюля. Работать над слитным и раздельным произнесением до 7 слогов на одном выдохе; коррекция словесного ударения, речевого дыхания. Опознавать звучания отдельных народных инструментов. Развивать умение отличать звучание балалайки от других инструментов. Развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям ритмики, эстетический вкус, воспитывать чувство коллективизма, воспитывать доверие к себе и веру в себя. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам. Формирование основ духовно-нравственной культуры, чувство гордости за свою страну, интереса к народным инструментам и фольклору, интерес к звучанию русских народных инструментов.
Оборудование: музыкальный центр; детские народные инструменты (бубен, маракас, ложки, трещотки, свисток, румба); таблички с речевым материалом; картинки; компьютер; фортепиано.
I. Орг. момент:
Вот звенит для нас ….звонок - начинается …урок,
Ровно встали, подтянулись и друг другу…улыбнулись. Какое настроение, покажите (Отличное)
Давайте встанем ровно, в шеренгу.
-На первый второй рассчитайсь. (первый,второй) Первый номера шаг вперёд.
- Доброе день, ребята! Поздоровайтесь.
У нас сегодня необычное занятие к нам пришли гости. Давайте им пожелаем ДОБРОГО ДНЯ. (добрый день)
Будем отвечать на вопросы?
- /Как ты слышишь…. ?.
-…. спроси у …., как она слышит?
- / …., ты слышишь плохо или хорошо?.
(я слышу хорошо)
- / Какое сейчас занятие? (ритмика)
-С чего начинается занятие по ритмики? Занятие начинается с дыхательных упражнений.
II. Актуализация знаний.
Основная часть:
Делаем вдох носом, выдох ртом-2раза
Теперь делаем вдох а на выдохе произносим звуки: а,о,у.
Дыхательные упражнения
А теперь долгий выдох;
С неба падают пушинки, легкие снежинки
На ладошки их поймаем, дунем - вновь летать отправим!
Что мы делали (дыхательные упражнения)
Разминка (с элементами логоритмики)
Что на занятие по ритмике мы делаем потом?разминку
Когда мы выполняем разминку нужно считать? Зачем?Нужно считать. Чтобы одинаково и красиво выполнять движения.
1-ое упражнение «Буратино».
Буратино потя –нул-ся (руки вверх)1-2
Руки в стороны раз -вёл (руки в стороны)1-2
Раз нагнулся (наклон правой рукой к левому носку)
Два нагнулся (наклон левой рукой к правому носку)1-2,1-2.
И опять гулять пошёл (шагаем)
1-2, 1-2
2-ое упражнение «Ванька-встанька»
Ванька-встанька/2р (наклоны в сторону)
Приседай-ка/2р (приседания)
Ножками подрыгай (1-2)
Мячиком попрыгай (1-2)
Упражнение «12345»
А теперь всем детям встать,
И долго так стоять
Будем вместе мы считать-12345
А теперь ровно встать- начинаем вновь считать
Пальцы сжать, потом разжать,
12345
Отдохнули все немножко? (наклониться вперёд и покачать руками) 12345
И отправимся в дорожку (шаги на месте) 12345. Стоп
Упражнение «Запутать следы»
Шаг, вправо стоп-1,2. Шаг влево, стоп-1,2, шаг вперёд -стоп 1,2; Шаг назад стоп-1,2
Шагом марш по залу:
– Что обозначает первый счет? (Правая нога)
– Что означает второй счет? (Левая нога)
1)Перестроения в шеренгу 1-2. по кругу шагом марш, счёт-1,2
2) Перестроения в колонну
3) Перестроения в колонну по 2
4) Перестроения в колонну по 3
Что мы делали? Какой счет у марша? 1-2.
-Что мы делали?Мы выполняли разминку
-Молодцы!
Все пройдем к фортепиано. Сядьте.
е) Фонетическая ритмика
/- Будем хорошо говорить слоги со звуком «л». Что будем делать?/.
- /Будем говорить слоги. Что будем делать?/…
Послушайте, как буду говорить я.
– слитно и плавно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями).
ла ло лу ле ли лю ля - раздельно и отрывисто.
Скажем вместе.
Послушайте, как я буду говорить.
лалолулели
Как я говорила?/…
Игра «Чей голос ты слышишь?»
Слушать будет….
Говори слитно. Долгий звук.
Говори отрывисто. Короткий звук.
2. Работа по называнию музыкальных инструментов. (картинки с инструментами)
Посмотрите, в названиях каких инструментов есть звук–Л.
Ксилофон, ложки. Ложки,Ксилофон - это инструменты. Народные музыкальныеинструменты.
- /Будем называть музыкальные инструменты. Какие инструменты вы знаете?
трещётки
бубен
маракас
ложки
румба
дудочка
гармошка
(каждый ребёнок берёт инструмент и называет его)
Давайте поиграем в игру: «Какой инструмент звучит?» Дудочка, гармошка итд
Что мы делали?- Мы слушали музыкальные инструменты.
А какой инструмент звучит сейчас, вы знаете? Не знаете.
Давайте узнаем что это за инструмент.
Презентация: Балалайка. Это балалайка. Народный музыкальный инструмент.
От слова «балакать»-разговаривать.
Люди в старину делали её своими руками. И играли на праздниках, ярмарках и так веселили людей.
Вы знаете почему балалайка так называется?
Почему народный инструмент?
Ребята послушайте, как интересно звучит инструмент. (дети слушают звучания нового инструмента)
- Ребята а как называют людей, которые играют на инструментах? музыканты
-Ребята а когда музыкант играет один? Как его называют? Солист.
-А если играют музыкантов много, на разных инструментах, как их называют? Оркестр
Послушайте, один человек играет или много.
А вы хотели бы стать музыкантами? Хорошо.
Возьми трещётки, бубен, маракас, ложки итд
Играем на счет 1-2. Возьмем инструменты и станем музыкантами.
Давайте посчитаем 1-2. Дети играют на шумовых инструментах под счет на 1-2.
Мы с вами хорошо играли.
Какой темп? медленный
Какой характер?весёлый
- Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты!
- Что мы делали?- Мы играли на инструментах
3. Работа над песней.
- Ребята давайте послушаем музыку и скажем. Что это? Песня. Танец. Марш.
Вы знаете, как называется эта песня? - Послушайте песню. (Учитель исполняет песню).
Песня «Весёлый музыкант»
- Какая песня по характеру, весёлая или грустная?весёлая
- Правильно весёлая.
-Какой темп медленный или быстрый?медленный
-Правильно медленный
Отхлопаем ритм песни. На какой счёт? На 1-2
Учитель сначала отхлопывает ритм один, а затем вместе с детьми.
- Будем отхлопывать ритм вместе.
А теперь прочитаем 2 куплет. Отхлопает ритм. Споём 1 куплет и второй куплет. Темп медленный.
- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? Как называется песня?Мы пели песню. Песня «Весёлый музыкант»
Названия каких инструментов вы слышали в песни? Дудочка, балалайка
Домашнее задание: Выучить 2 куплет песни и название нового инструмента. Вы помните с каким новым инструментом мы сегодня познакомились? балалайка
III. Подведение итогов.
- Какое было занятие? Что мы делали на уроке?
Ритмика
Слушали как звучат инструменты. Пели песню «Весёлый музыкант». Играли на инструментах. Делали разминку, правильно дышали. Играли.
- Давайте узнаем как на занятии дети занимались? Как занималась….
Все сегодня молодцы. Все старались. Все работали хорошо.
Встанем в шеренгу. Поклон. Попрощайтесь со мной и с гостями. -До свидания
Направо. Шагом марш из класса.
Анализ урока
Тип урока : изучение нового материала.
Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению и потребности в знаниях. Темп и ритм урока был оптимальным, действия учащихся завершенным. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда,
менялись виды деятельности учащихся, оптимально сочетались различные методы и приемы обучения:
Упражнения и задания гармонично связаны со структурой и типом урока.
Введение в тему: (создание проблемной ситуации) Какой инструмент звучит? Сейчас мы о нём узнаем.
Добывание (сообщение и приятие) нового знания: Эта балалайка. Как она появилась. Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов (определение инструментов по звучанию)
Целеполагание: (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Музыку исполнял оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре!
Мотивация деятельности детей : Восприятие музыки, характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется, какой темп, какой характер, на какой счет). Вспомнить, какие еще народные музыкальные инструменты дети знают. Игра в оркестре детских муз. инструментов., исполнение пьесы «Светит месяц» р. н. мел. (ложки, бубны, трещотки)
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания: Исполнение на инструментах в медленном темпе заданного ритма 2-х дольного такта, пение в ритме 2 дольного метра.
Заключительная часть. Анализ и самоанализ деятельности детей : Дети отвечают на вопросы по теме, откуда появилось название «балалайка», о значении балалайки в жизни русского народа. Дети отвечают на вопрос, чем для них был полезен урок - т. е что нового узнали.
Дальнейшая разработка темы: Исполнение оркестровой пьесы «Светит месяц» и исполнение песни «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной на очередном празднике
На уроке была выработана стратегия сотрудничества, поддержки, ненавязчивое подталкивание учащихся к необходимости осознанного выбора поведения. Была организована фронтальная и индивидуальная работа. Каждый ученик имел возможность высказать свою точку зрения. На уроке прослеживалась работа с учетом уровня обучаемости учащихся. Изложение нового материала было связано с предыдущим и последующим. Все поставленные задачи удалось реализовать.