татьяна сухарева
«Этикет с малых лет». Проект для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 2 младшей группы
«Этикет с малых лет».
Воспитатели: СухареваТ. С.
и Чернова О. А.
г. Вяземский 2024г
Актуальность.
Воспитывая ребенка младшего возраста, взрослым нужно помнить, что они первые, кто может умело, очень тонко и осторожно придать ему те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дальнейшем. Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих существенное значение для развития детей. Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка, чашка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой – рубашка грязная).
Темочки:
Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: взрослый наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки). Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психические функции, как понимание и воля (это связано с тем, что детям младшего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие). Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.
Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с самого раннего возраста.
Следует приучить ребенка после еды складывать ложку только на свою тарелку, а не на скатерть, чашку ставить на блюдце, салфетку, аккуратно сложив, класть рядом с тарелкой.
Встав из-за стола, ребенок должен задвинуть стул, на котором сидел, осмотреть свое место, не пролито ли, не оставлены ли крошки, и поблагодарить.
Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. А также благодаря среде, которой, постоянно находятся дети. В данном случае взрослые своим общением, доброжелательностью создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Доброжелательная атмосфера группы способствует успешной адаптации детей в новом коллективе.
Проблема:
Дети, которых не учат целенаправленно культуре поведения и здорового питания, усваивают те нормы, которые видят в повседневной жизни: дома, в детском саду, в местах общественного питания. здорового питания, обращают достаточное внимание на сервировку стола, оформление блюд, ритуал приема пищи и другие составляющие культуры поведения за столом? Кто из воспитателей может сказать, что он целенаправленно и систематически обучает детей нормам здорового питания и закрепляет навыки культурного поведения детей за столом? Ответ однозначный. Эта работа ведется бессистемно в ДОУ и, порой, совершенно упускается в семье. Хорошо ли быть вежливым?
Вид проекта : информационный, практический, творческий, групповой.
Продолжительность проекта : кратковременный, с 1 апреля по май 2024 года.
Место проведения: МДОУ Детский сад №4
Участники проекта : Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта : создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета.
Задачи:
• Способствовать расширению представлений детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;
• Способствовать формированию умений свободно общаться в ситуациях повседневности;
• Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;
• Привлечь родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.
• Побуждать детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях,
Прогнозируемый результат:
1. Умение детей вежливо общаться со сверстниками, родителями, взрослыми.
2. Овладение детьми культурно-гигиеническими навыками. Развитие навыка самообслуживания.
3. Соблюдение детьми элементарных правил поведения за столом.
Этапы проекта.
Подготовительныйэтап:
• Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
• Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
• Составить перспективный план мероприятий.
• Организация развивающей среды.
Основной этап:
План реализации проекта :
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Беседы и занятия с детьми– «Доброе утро», «Поздравление, пожелание», «Правила поведения для малышей», «Вежливые слова и поступки», «Как правильно приветствовать друг друга», «Волшебные слова», «Как можно понять настроение человека»
«Как правильно вести себя за столом»
«Как правильно вести себя в общественных местах»
«Телефонный разговор».
• Рассматривание иллюстраций: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
• «Знакомство», «Поведение за столом», «Поведение в магазине» и т. д.
• Просмотр мультфильмов- «Мойдодыр», «Просто так», «Хрюша обижается»
• «Что такое хорошо и что такое плохо».
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы: «До чего же хороши вежливые малыши!» Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Девочка чумазая» А. Барто; «Федорино горе», «Мойдодыр» К. Чуковский; «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Жадина» Э. Мошковская; «Вежливый бычок» С. Еремеев.
• Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.).
Просмотр театральных сказок (Правила поведения в театре)
• Заучивание потешек: «Моем, моем трубочиста», «Кран откройся, Нос умойся»
• Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены.
Социально-коммуникативное развитие
• Игровые упражнения – «Моем руки»,
«Мы уже большие», «Расскажем Незнайке, как правильно кушать», «Покажем зайке, как правильно умываться», «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду», «Застегни-растегни», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Замечание», «Обращение к взрослому»,.
• Дидактические игры –«Доскажи словечко», «Вежливая просьба», «Что сначала, что потом», «Хорошо и плохо»,
• «Сервировка стола»,
• «Найди пару»,
• «Вредно, полезно»
• Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
• «В гостях», «Мы едем в транспорте».
Девочкам нужно уступать
• Пальчиковые игры – «Братцы», «Семья», «Строим дом»
«Здравствуй», «С добрым утром», «Деток в гости пригласим, пирожками угостим», «Мы капусту рубим…», «Апельсин», «Птенчики в гнезде» и т. д.
• Игра-театрализация: «Репка», «Колобок».
• Наблюдение за трудом помощника воспитателя: моет пол; моет посуду.
• Наблюдение за трудом дворника.
• Изготовление книжки-малышки : «Вежливость»
Развивающие игры:
• «Мир эмоций»,
• Поручение – «Помоги товарищу».
Подвижные игры:
• «Каравай», «Огуречик», «Кто быстрее перенесет игрушки?»
Художественно-эстетическая деятельность
• Лепка – «Угощение для кукол». (05.04. 2024 г.)
• Аппликация – «Красивая салфеточка». (12. 04. 2024 г.)
• Рисование – «Украсим чайную чашку». (22. 04.2024 г.)
• Конструирование- «Домики для лесных гостей», «Мебель для гостей»
• Песня «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной»
• Танец «Помирились»
Работа с педагогами:
• Открытое занятие «Моя семья-мои друзья» (20.05.2022 г.)
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Этикет для малышей»
• Родительское собрание «Воспитание идет из семьи»
• Консультации для родителей: «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания», «Здоровый образ жизни», «Поведение детей в детском саду»
• Беседы с родителями- «Давайте жить дружно», «Уроки доброты»
• Оформление детских блюд дома.
• Совместное раскрашивание картинок «Поведение детей»
Предметно - развивающая среда:
• Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения
• Игра – занятие «Уроки этикета»
• Предметные картинки по теме «Еда», «Посуда»
• Кукольная посуда
• ЛЕПБУК «Здоровый образ жизни»
• Книжки –малышки «Вежливость»
Результат проекта :
• Дети стали более раскрепощены, доброжелательны друг к другу, а именно могли самостоятельно просить прощения у того, кого обидели, использовали в своей речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т. д). Бережно относились к игрушкам, а также напоминали друг другу, что нельзя бросать игрушки на пол.
• Воспитателями собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
• У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Получение консультаций по вопросам формирования навыков культурного поведения за столом.
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. «Дни этикета в детском саду», М. : «Сфера», 2011
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» 2004.
3. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1999.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008.