Татьяна Грисман
Открытый урок в 7 классе по теме «Обобщение по теме «Причастие»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок в 7 классе по теме
Ф. И. О. автора: Грисман Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ Вороновская ООШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс : 7
Тема урока и номер урока : Обобщение изученного материала по теме «Причастие», №44
Базовый учебник: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.
Публикация «Открытый урок в 7 классе по теме „Обобщение по теме „Причастие“» размещена в разделах
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Причастие».
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;
2) закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Задачи:
1) Обучающие: добиться закрепления базовых знаний курса русского языка по теме «Причастие»;
2) Развивающие: развитие и тренировка умений:
А) выделять и запоминать главное;
Б) проводить обобщение изученного материала;
В) применять свои знания на практике;
3) воспитывающие: формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к содержанию учебного материала.
Тип урока : урок повторения и обобщения знания по теме.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I .Орг момент.
II .Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по обобщению и систематизации материала.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (слайд № 2)
1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия среди прилагательных? (слайд №3)
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.
- А что объединяет причастия и прилагательные?
Проверьте себя (слайд №4)
2)Повторим признаки глагола у причастия. Запишем предложение. (слайд №5)
С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия?
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?
- Все ли причастия могут образовать краткую форму?
3)Продолжим работу и повторим типы причастий (действительные и страдательные,
правописание суффиксов причастий (слайд № 6, :
- Написание каких суффиксов не зависит от спряжения глаголов?
- Каких зависит?
- Устно образовать (слайд №7)
1 вариант
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 8)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
4) - Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот. (слайд № 9)
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не сразу привлекает к себе внимание.
- Преобразуйте предложение, поставив причастный оборот в другую позицию (устно).
5) Творческая работа «Работаем волшебниками»
- Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.
Записываем новое словосочетание.
(слайд № 10)
6)Правописание Н-НН (слайд № 11)
Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, решё…ая задача.
- Итак, мы повторили изученное о причастии, дадим еще раз определение причастия.
IV.Самостоятельная работа.
1)Конструирование предложений.
2)Составление автобиографии причастия.
(Карточка для самостоятельной работы прилагается)
V. Домашнее задание:
Повторить все о причастии, подготовиться к диктанту.
Карточка для самостоятельной работы
Задание № 1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.
1. Цветок – удивительное творение природы___
___
2. Белоснежная черемуха похожа на облако___
___
3. Лепестки астры напоминают лучики звезды___
___
4. Цветы согревают сердца и лечат души___
___
5. Человек не может быть жестоким___
___
Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.
.
Задание № 2: выберите из предложений, записанных выше, одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.
Автобиография причастия.
Я, причастие ___,
обозначаю ___,
происхожу из семьи частей речи:___ и.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___
.
Я причастие ___ времени, ___вида,
.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос___,
свою синтаксическую роль ___, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме___ рода,
___падежа, ___числа.
В предложении выполняю роль.
Ф. И. ученика:___
Оценка и подпись учителя:___
Ф. И. О. автора: Грисман Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ Вороновская ООШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс : 7
Тема урока и номер урока : Обобщение изученного материала по теме «Причастие», №44
Базовый учебник: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Причастие».
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;
2) закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Задачи:
1) Обучающие: добиться закрепления базовых знаний курса русского языка по теме «Причастие»;
2) Развивающие: развитие и тренировка умений:
А) выделять и запоминать главное;
Б) проводить обобщение изученного материала;
В) применять свои знания на практике;
3) воспитывающие: формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к содержанию учебного материала.
Тип урока : урок повторения и обобщения знания по теме.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I .Орг момент.
II .Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по обобщению и систематизации материала.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (слайд № 2)
1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия среди прилагательных? (слайд №3)
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.
- А что объединяет причастия и прилагательные?
Проверьте себя (слайд №4)
2)Повторим признаки глагола у причастия. Запишем предложение. (слайд №5)
С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия?
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?
- Все ли причастия могут образовать краткую форму?
3)Продолжим работу и повторим типы причастий (действительные и страдательные,
правописание суффиксов причастий (слайд № 6, :
- Написание каких суффиксов не зависит от спряжения глаголов?
- Каких зависит?
- Устно образовать (слайд №7)
1 вариант
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 8)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
4) - Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот. (слайд № 9)
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не сразу привлекает к себе внимание.
- Преобразуйте предложение, поставив причастный оборот в другую позицию (устно).
5) Творческая работа «Работаем волшебниками»
- Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.
Записываем новое словосочетание.
(слайд № 10)
6)Правописание Н-НН (слайд № 11)
Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, решё…ая задача.
- Итак, мы повторили изученное о причастии, дадим еще раз определение причастия.
IV.Самостоятельная работа.
1)Конструирование предложений.
2)Составление автобиографии причастия.
(Карточка для самостоятельной работы прилагается)
V. Домашнее задание:
Повторить все о причастии, подготовиться к диктанту.
Карточка для самостоятельной работы
Задание № 1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.
1. Цветок – удивительное творение природы___
___
2. Белоснежная черемуха похожа на облако___
___
3. Лепестки астры напоминают лучики звезды___
___
4. Цветы согревают сердца и лечат души___
___
5. Человек не может быть жестоким___
___
Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.
.
Задание № 2: выберите из предложений, записанных выше, одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.
Автобиография причастия.
Я, причастие ___,
обозначаю ___,
происхожу из семьи частей речи:___ и.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___
.
Я причастие ___ времени, ___вида,
.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос___,
свою синтаксическую роль ___, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме___ рода,
___падежа, ___числа.
В предложении выполняю роль.
Ф. И. ученика:___
Оценка и подпись учителя:___
Ф. И. О. автора: Грисман Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ Вороновская ООШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс : 7
Тема урока и номер урока : Обобщение изученного материала по теме «Причастие», №44
Базовый учебник: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Причастие».
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;
2) закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Задачи:
1) Обучающие: добиться закрепления базовых знаний курса русского языка по теме «Причастие»;
2) Развивающие: развитие и тренировка умений:
А) выделять и запоминать главное;
Б) проводить обобщение изученного материала;
В) применять свои знания на практике;
3) воспитывающие: формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к содержанию учебного материала.
Тип урока : урок повторения и обобщения знания по теме.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I .Орг момент.
II .Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по обобщению и систематизации материала.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (слайд № 2)
1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия среди прилагательных? (слайд №3)
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.
- А что объединяет причастия и прилагательные?
Проверьте себя (слайд №4)
2)Повторим признаки глагола у причастия. Запишем предложение. (слайд №5)
С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия?
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?
- Все ли причастия могут образовать краткую форму?
3)Продолжим работу и повторим типы причастий (действительные и страдательные,
правописание суффиксов причастий (слайд № 6, :
- Написание каких суффиксов не зависит от спряжения глаголов?
- Каких зависит?
- Устно образовать (слайд №7)
1 вариант
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 8)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
4) - Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот. (слайд № 9)
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не сразу привлекает к себе внимание.
- Преобразуйте предложение, поставив причастный оборот в другую позицию (устно).
5) Творческая работа «Работаем волшебниками»
- Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.
Записываем новое словосочетание.
(слайд № 10)
6)Правописание Н-НН (слайд № 11)
Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, решё…ая задача.
- Итак, мы повторили изученное о причастии, дадим еще раз определение причастия.
IV.Самостоятельная работа.
1)Конструирование предложений.
2)Составление автобиографии причастия.
(Карточка для самостоятельной работы прилагается)
V. Домашнее задание:
Повторить все о причастии, подготовиться к диктанту.
Карточка для самостоятельной работы
Задание № 1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.
1. Цветок – удивительное творение природы___
___
2. Белоснежная черемуха похожа на облако___
___
3. Лепестки астры напоминают лучики звезды___
___
4. Цветы согревают сердца и лечат души___
___
5. Человек не может быть жестоким___
___
Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.
.
Задание № 2: выберите из предложений, записанных выше, одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.
Автобиография причастия.
Я, причастие ___,
обозначаю ___,
происхожу из семьи частей речи:___ и.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___
.
Я причастие ___ времени, ___вида,
.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос___,
свою синтаксическую роль ___, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме___ рода,
___падежа, ___числа.
В предложении выполняю роль.
Ф. И. ученика:___
Оценка и подпись учителя:___
Ф. И. О. автора: Грисман Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ Вороновская ООШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс : 7
Тема урока и номер урока : Обобщение изученного материала по теме «Причастие», №44
Базовый учебник: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Причастие».
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи;
2) закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Задачи:
1) Обучающие: добиться закрепления базовых знаний курса русского языка по теме «Причастие»;
2) Развивающие: развитие и тренировка умений:
А) выделять и запоминать главное;
Б) проводить обобщение изученного материала;
В) применять свои знания на практике;
3) воспитывающие: формирование сознательной дисциплины на уроке, основанной на интересе к содержанию учебного материала.
Тип урока : урок повторения и обобщения знания по теме.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I .Орг момент.
II .Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по обобщению и систематизации материала.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (слайд № 2)
1)Повторим признаки прилагательного у причастия. Распределим по столбикам причастия и прилагательные. Как вы будете выбирать причастия среди прилагательных? (слайд №3)
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, чарующий, радостный.
- А что объединяет причастия и прилагательные?
Проверьте себя (слайд №4)
2)Повторим признаки глагола у причастия. Запишем предложение. (слайд №5)
С нежными лучами восходящего солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия?
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого?
- Все ли причастия могут образовать краткую форму?
3)Продолжим работу и повторим типы причастий (действительные и страдательные,
правописание суффиксов причастий (слайд № 6, :
- Написание каких суффиксов не зависит от спряжения глаголов?
- Каких зависит?
- Устно образовать (слайд №7)
1 вариант
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 8)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
4) - Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот. (слайд № 9)
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не сразу привлекает к себе внимание.
- Преобразуйте предложение, поставив причастный оборот в другую позицию (устно).
5) Творческая работа «Работаем волшебниками»
- Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.
Записываем новое словосочетание.
(слайд № 10)
6)Правописание Н-НН (слайд № 11)
Жаре…ая рыба, покраше…ый пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, решё…ая задача.
- Итак, мы повторили изученное о причастии, дадим еще раз определение причастия.
IV.Самостоятельная работа.
1)Конструирование предложений.
2)Составление автобиографии причастия.
(Карточка для самостоятельной работы прилагается)
V. Домашнее задание:
Повторить все о причастии, подготовиться к диктанту.
Карточка для самостоятельной работы
Задание № 1:выберите из слов для справок подходящие по смыслу причастные обороты, вставьте их в предложения, полученные предложения запишите, расставьте знаки препинания.
1. Цветок – удивительное творение природы___
___
2. Белоснежная черемуха похожа на облако___
___
3. Лепестки астры напоминают лучики звезды___
___
4. Цветы согревают сердца и лечат души___
___
5. Человек не может быть жестоким___
___
Слова для справок: опустившееся на землю, украшающие нашу жизнь, радующий красотой и изяществом, выросшей из пылинки, имеющий в руках цветы.
.
Задание № 2: выберите из предложений, записанных выше, одно причастие, составьте его автобиографию по схеме.
Автобиография причастия.
Я, причастие ___,
обозначаю ___,
происхожу из семьи частей речи:___ и.
Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:___
.
Я причастие ___ времени, ___вида,
.
Мать, прилагательное, подарила мне вопрос___,
свою синтаксическую роль ___, научила изменяться по родам, числам и падежам.
Вот сейчас я стою в форме___ рода,
___падежа, ___числа.
В предложении выполняю роль.
Ф. И. ученика:___
Оценка и подпись учителя:___