Галина Богатырева
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе : «Дифференциация звуков [С] и [З]»
Тема занятия : «Дифференциация звуков С-З».
Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Коррекционные задачи:
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
1. Образовательные:
-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;
-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в слогах, в словах;
-работать над развитием фразовой речи;
-формирование навыков звукового анализа : давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;
- познакомить с графическим образом букв С и 3.
2. Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; развитие артикуляционной, мелкой ручной моторики.
3. Воспитательные:
-воспитывать организованное поведение на занятии;
-формировать активность и самостоятельность на занятии;
-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, перчатки на каждого ребенка на ведущую ладонь («Нубик») для биоэнергопластики, предметные картинки зверей и птиц (со звуками «С» и «З», мягкие игрушки – собака и заяц, схемы характеристики звуков, слогов; мяч, рисунок паровоза, кубики для игр с предлогами, буквы С и З из пазлов, миниатюрные фигуры диких животных.
Ход занятия:
Оргмомент.
Логопед : «Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в зоопарк.
Догадайтесь, кто нас пригласил туда.»
Логопед загадывает загадки :
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака)
Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет на доску картинки Зайца и Собаку.
Логопед : «Наши гости любят выполнять гимнастику и мы с вами тоже. Давайте покажем им, как мы выполняем артикуляционную гимнастику вместе с нашим любимым другом «Нубиком». Выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Логопед : «Ребята, а какие звуки мы слышим в начале слова: «зайка», «собака»?
Дети: «В начале слова «зайка» мы слышим звук З, в начале слова «собака» звук С.
Логопед : «Правильно! И сегодня мы будем говорить о звуках [с] и [з]. Давайте уточним артикуляцию и характеристику этих звуков»
Дети сидят на стульчиках перед индивидуальными зеркалами. Произносят звук [с], а потом звук [з], уточняют их артикуляцию [с] : губы в улыбке, зубы сомкнуты в «заборчик», кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка слегка приподнята; [з] - то же самое + включение голоса).
Логопед : «Чем похожи наши звуки?»
Дети: «Они произносятся одинаково, оба согласные, твердые, обозначаем синим цветом, выдыхаемый воздух холодный, направлен вниз»
Логопед : «А чем они отличаются?»
Дети: «Звук С- глухой, при его прознесении горлышко молчит, звук З – звонкий, при его произнесении «горлышко работает, звенит»
Логопед : «Все верно! Посмотрите Собака нам приготовила задание»
Игра «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Дети сидят на стульчиках. Логопед произносит слоги и слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з] : сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, ас, зы, бусы, тазы, со, автобус.
Игра «Запомни – повтори»
Логопед : «По дороге в зоопарк собачка нам предлагает провести речевую разминку.
(логопед предлагает повторить слоговые цепочки, цепочки слов, чистоговорки)
СА-са-за, За-са-за, За-за-са, Сы-зы-зы, Зы-сы-зы, Сы-сы-зы,
Сом-зонт – сок, Зайка-сумка-завод, Знак-стол-звон, Собака-заноза-соль, Замок-совок-засов.
За-са-за-вот идёт коза. Зу-зу- су- - мы видели лису.
СА-за-са – вот летит оса. Зу-су-зу - отвязали мы козу.
Логопед : «У Зайки тоже есть для нас задание, он предлагает нам поиграть с мячом.» Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори».
Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало слова. Ребенок должен выбрать подходящий слог (ЗЫ или СЫ, чтобы получилось слово. Называя получившееся слово, бросает мяч логопеду :
бу- (сы, ча- (сы, во- (зы, ве- (сы, та- (зы, гро- (зы, плак- (сы, зано- (зы, грима- (сы, бере- (зы, ко- (сы, зы)
Физминутка
Логопед : «Предлагаю отдохнуть и выполнить зарядку «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Логопед : «Дети, посмотрите, у меня еще есть задания для вас от Зайки и Собаки». Упражнение в подборе предлогов в предложениях. Детям раздаются кубики и миниатюрные фигурки диких животных.
«Звери любят играть в прятки. Посмотрите, куда спряталась лиса?»
Дети: «Лиса спряталась в кубик»
Логопед : «Откуда она вылезла?»
Дети: «Лиса вылезла из кубика» и т. д., употребляя предлоги из-за,из-под.
Логопед : «Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке. (Логопед обращает внимание детей на картинки у каждого ребенка на столе» :
В названиях наших животных и птиц есть звуки [ С-З ].
Логопед : «Звери грустные стоят,
Путешествовать хотят.
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.»
Давайте поиграем в игру «Паровозик»
Упражнение в определении позиции звуков в словах.
(дети берут картинки и распределяют их по вагонам, объясняя свой выбор и позицию звука в слове). В первом вагоне звук С или З стоит в начале слова, во втором вагоне звук С или З в середине слова, в третьем вагоне звук С или З в конце слова.
У кого-то из детей одна картинка Медведь получается лишней, получается, что он не едет ни в каком вагоне.
Логопед : «А давайте Медведя посадим в 3 вагон, чтобы ему не было удобно, только сначала уберем синюю фишку из схемы слова»
Логопед : «Ребята, смотрите, кто к нам бежит».
Выставляется картинка с изображением Лисы. Она не может уехать в путешествие, потому что у нее тоже есть для нас задание! Она просит нас выложить звуковую схему своего названия»
Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом: выкладывают на столах из красных, синих и зеленых кружков звуковую схему слова «лиса».
Логопед : - Сколько звуков в этом слове? (4). Ответы детей: Назовите: л и с а
- Сколько согласных? Назовите.
- Сколько гласных? Назовите.
- Сколько слогов? (два) Почему? ( два гласных: [и], [а])
- Составьте предложения с этим словом по опорной схеме;
Итог занятия.
Логопед : «Звери опять вернулись в свой зоопарк. Нашим гостям пора возвращаться домой, а наше занятие подошло к концу.
Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось? Что вызвало затруднения? Какие звуки мы сегодня сравнивали? С и З. А у каждого звука есть свое буквенное обозначение: логопед достает Пазлы букв С и З.
Мы с вами поместим эти буквы свои домики на улицу Абвгдэйки.
Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы.»