Раиля Муратова
Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Общие сведения:
Возрастная группа— старшая группа
В ООД участвовала группа детей - ___ человек. С высоким уровнем развития – ___ воспитанника, со средним уровнем –. Возраст детей 5– 6 лет. Есть дети, которые не соответствуют данному возрасту.
Место проведения – музыкальный зал.
Тема занятия: «Путешествие по русским народным сказкам»
Занятие было разработано, в соответствии с ФОП и образовательной программой ДОУ, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также уровень их развития.
С детьми была проведена предварительная работа: Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой». Разучивание физминутки «Теремок», отгадывали загадки, упражнение «Покажи мимикой». Учитывая все это, наметила цель, задачи, содержание занятия. Определила форму проведения, методы и приемы для положительного результата.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок. Закрепить умение ориентировка в пространстве (на право). Продолжать формировать умение обводить предметы по контуру.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать навыки счета, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, мелкую моторку.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русским народным сказкам.
Занятие комбинированное, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Сочетает в себе образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие».
Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и поставленным целям, и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей.
Ребята динамично переключались со словесных упражнений на другие задания. На всех этапах занятия активизировалась речь, познавательная и двигательная активность детей.
В основе построения организационной образовательной деятельности лежит игровая технология, которая включает творческую активность.
В качестве средства для мотивации детей к игровой деятельности я использовала волшебный клубок, видеозвонок от Бабы Яги. Это позволило мне поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Игровые приёмы не столько развлекали детей, но и обеспечивали эмоциональную активность и при этом помогали достигать развивающих и обучающих результатов деятельности.
В самом начале занятия я подвела детей к тому, чтобы они сами поставили цель занятия (выручение книги сказок из беды). Занятие проходило в виде путешествия. К сожалению данные дети в силу своих возрастных особенностей пока ещё не принимают участие в путешествиях. Это был их первый жизненный опыт. Волшебный клубок указывал путь в путешествии.
В проведении занятия я использовала проблемные ситуации: необычную сказку с допущенными ошибками. Я предложила детям включить своё воображение при определении ошибок. Самым удачным моментом как раз и было выполнение заданий бабы- Яги. Дети с интересом слушали и выполняли задания. А самым неудачным моментом было оживление рисунков. Детских эмоций было слишком много, что соответственно мешало работе. Мне пришлось сократить эту часть занятия и увлечь детей в дальнейшее путешествие по сказочному дремучему лесу.
Мною использовались информационно – коммуникационные технологии, что позволило наиболее полно донести до детей эмоциональное состояние сказочных персонажей.
Продуманность размещения оборудования, его разнообразие, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.
Дети постоянно перемещались в пространстве помещения;
Для развития образного мышления и воображения использовалось музыкальное сопровождение, звуковые эффекты усилили ощущение необычности сказочности происходящего.
Структура и содержание соответствует возрастным возможностям детей, состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
На занятии использовали следующие методические приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение, рисование.
Метод обучения самостоятельной деятельности применялся во время игры с использованием разрезных картин «Собери картину», а также во время продуктивной деятельности «Контур рисунка».
Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.
Длительность занятия ___ минута, что соответствует нормам СанПина.
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи
были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей.
Дети расширили и свой словарный запас, активизировали воображение, фантазию, мышление. Научились решать интеллектуальные и личностные задачи.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.
На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их ответах.
Созданная мною игровая ситуация вынуждала их к тесному сотрудничеству.
Наряду с положительными моментами имеются и недостатки
В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно, для того, чтобы найти заветный ключик к сердцу этих детей потребовалось бы немного больше времени.
Активнее побуждать детей к взаимодействию между собой, речевому сопровождению своей деятельности.
Уделять внимание обобщению ответов детей.
В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания и возращение сказок в детский сад.
По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, а это самый главный показатель моей работы воспитателя.