Еремина Ольга Ивановна
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи. Тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш с детьми старшей группы» воспитатель Еремина О. И.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Уточнить правильную артикуляцию звуков «Ж» и «Ш», развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, закрепить произношение звуков Ш и Ж изолированно, в словах, предложениях; упражнять детей в делении слов на слоги; закреплять навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, давать полный ответ; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна Змея» .
Демонстрационный материал: презентация; мнемотаблицы скороговорок, логопедических распевок; наглядный материал для игр: «Рыбалка», «Театр», «Перенеси улов», «Улитка»; магнитная доска.
Раздаточный материал: зеркала, картинки-символы: змея, жук; картинки лесной полянки, карандаши; схемы-картинки для упражнения «Мишка шёл», колечки Су Джок.
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети в кругу)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! Всем ребятам и гостям!
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи, а чтобы хорошо выговаривать звуки, разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для артикуляционного аппарата: «Улыбка»- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. «Трубочка»- вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
А теперь – зарядка для язычка (Упражнение на активизацию мышц языка). «Чашечка»- кончик и стороны языка подняты вверх. Улыбаюсь, рот открыт : Там язык уже стоит. К зубкам подняты края — Вот и «чашечка» моя.
«Вкусное варенье»- языком в форме чашечки облизать верхнюю губу. Чередование.
Звучит музыка в гостях у сказки.
Приготовили все глазки
Попадём сейчас мы в сказку
Раз, два, три, четыре, пять
Поспешите отгадать, кто это?
Он бессмертный да худющий,
И всегда ужасно злющий.
В сказках — главный он злодей,
Царство есть, но нет друзей. (Кощей) слайд №1
Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях?
-Правильно, Царевна Змея. Ее опять заколдовал Кощей Бессмертный и поставил условие, что расколдовать ее должны дети. Ребята, поможем Царевне Змее выполнить задания Кощея?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: А вы не боитесь отправиться в царство злодея?
Дети: Нет, не боимся.
Воспитатель: Ну что же тогда в путь:
Звучит музыка.
Логоритмическое упражнение:
Кап-кап-кап-звенит капель,
Приближается апрель.
Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают. (стр. 53- «100 физкультминуток.»)
Раз, два, три повернись-
В царстве Кощея окажись!
(Дети повторяют слова и поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель: Вот мы и оказались в царстве Кощея Бессмертного. Присаживайтесь на волшебные пенёчки. Ребята, посмотрите, на какую полянку нас привела Царевна Змея. Царевна Змея на полянке не одна, кого ещё мы здесь видим? Правильно жука. Над этой полянкой не светит солнышко, почему? Правильно солнышко закрыли тучки, они не простые, волшебные, это Кощей Бессмертный их заколдовал, посмотрите, даже капельки с этих тучек не могут упасть, на каждой капельке что-то написано - это задания от Кощея.
(Снимаю капельку с тучки и читаю задание.)
1-я капелька: Если хотите, что бы я расколдовал Царевну Змею, спойте песенки жука и змеи.
Ребята, я думаю, что жук нам сможет помочь выполнить задания Кощея, вот послушайте, что он про себя говорит:
«Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь»(В. Фетисов).
-Как жук жужжит?
Дети: ж-ж-ж.
А как звучит песенка жука? Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке? Правильно, они дрожат. Значит при произнесении звука Ж у нас включается голос и это означает что он звонкий.
Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук). Давайте ещё раз споё м песенку жука: «Ж-Ж-Ж».
- Теперь повторим скороговорку «У ежа ежата, у ужа ужата». (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее – 3 раза).
-А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Если приставить руку к горлышку, то что мы можем ощутить, работают наши голосовые связки при этом звуке? Нет, не работают, горлышко спит. Это глухой звук. Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея) и ещё раз споё м песенку жука: «Ш-Ш-Ш».
- Теперь повторим скороговорку «Катюшка на подушке вышила кукушку» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее – 3 раза).
Слайд № 6
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж]. -Как вы думаете, чем похожи эти звуки? -Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются?
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.
(Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
- Ребятки, давайте разомнё мся вместе с жуком:
Звучит весёлая музыка.
Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
2-я капелька: «Если расколдуете полянку, то пропущу вас дальше».
Воспитатель: Ребята, выполним задание Кощея? Иначе он нас не пропустит.
Дети: Да. Дети, посмотрите, Кощей заколдовал лесную полянку. Что бы её расколдовать, нужно нарисовать линию по штриху. А чтобы хорошо нарисовать звуковые дорожки, разомнем наши пальчики.
Звучит весёлая музыка. Пальчиковая гимнастика «Пальчики друзья» (с колечками суджок)
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний
Наш мизинчик малышок постучался на порог.
Порознь пальчикам нельзя – вместе пальчики друзья!
-Приступаем к выполнению задания, соединяем линию по штриху.
- Наши дорожки готовы! Сперва, мы покажем, как жук летал с цветка на цветок, а затем как ползла змея по дорожке. А теперь поставим пальчик на начало первой дорожки: жук полетел, песенку запел: ЖЖЖЖ. Прилетел на цветок: «Жу-жу-жу, над цветочком я кружу!» А сейчас поставим пальчик на начало второй дорожки, проговариваем вместе со мной: «Змея ползёт, шипит, поё т: ШШШШШ». Дети поют логопедические распевки.
3-я капелька: «Поиграйте с моей улиткой».
-Чтобы расколдовать Царевну Змею нам нужно выполнить 3-е задание Кощея Бессмертного. Он хочет нас запутать, посмотрите, он нам предлагает поиграть с улиткой, для этого надо внимательно меня слушать, я буду произносить слова, которые изображены на картинках, а вы, если услышите звук (Ж) поднимите картинку жука, если услышите звук (Ш) – поднимите картинку змеи.
-Молодцы.
4-я капелька: «Повтори и не ошибись». (мнемотаблица с чистоговорками)
Произносим чистоговорки отчетливо, проговариваем правильно, выполняя упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Приготовьтесь, будьте внимательны!
Обе ладони положите на стол, нужно последовательно сменять три положения руки: ладонь сжимать в кулак, ладонь ставить на ребро, ладонь класть на стол.
(хоровое и индивидуальное повторение)
ша – ша – ша – моет мама малыша;
жа-жа-жа - тут ежата у ежа;
жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;
ши-ши-ши - любят сказки малыши;
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
4-я капелька: «Если хотите, что бы я расколдовал Царевну Змею, поймайте в моём пруду рыбку».
-Ребята, можно мне первой поймать рыбку?
Воспитатель ловит рыбку.
-На моей рыбке продолжение задания:
Измените слово так, чтобы слышался звук Ж или Ш.
Поиграем в игру «Большой-маленький» или «Назови ласково».
(Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Флаг-флажок
Утюг-утюжок
Круг-кружок
Снег-снежок
Пирог-пирожок
Сапог-сапожок
Петух-петушок
Ремень-ремешок
6-я капелька:
Упражнение на дыхание «Перенеси рыбку»
Кощей Бессмертный наловил много рыбы, он хочет, чтобы мы с вами помогли ему перенести улов, справимся с этим заданием?
А сейчас сделайте плавный вдох; трубочку положите на рыбку и не выдыхайте воздух пока не перенесёте рыбку в тарелочку.
7-я капелька: Кощей Бессмертный хочет поиграть с вами в игру «Назови лишнее слово». Помните, он очень хитрый и может вас запутать (слайд №7)
8-я капелька: «Покажите представление, рассказав стихотворение».
Ребята, Кощей хочет, чтобы мы с вами рассказали ему стихотворения со звуками Ш и Ж.
Чтобы получить билет в театр Кощея, нужно подойти, взять билет, на котором нарисована картинка и сказать, что нарисовано и сколько слогов в этом слове.
-На лужайке, на ромашке жук сидел в цветной рубашке.
-Жу – жу – жу я с ромашками дружу.
На ромашке я сижу, букву Ж твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- У жука надежный дом, Жук живёт, не тужит в нём.
Жук жужжит, не унывает,
Жу-жу-жу он напевает.
-Я жук, я жук, Я тут живу, Жужжу, жужжу: «Жу-жу, жу-жу».
- Зашептала тихо мышь: «Что ж, сыночек, ты не спишь?»
«Я дрожу, — сказал он мыши, —
Шум в лесу я страшный слышу».
«Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик», — шепчет мышь.
9-я капелька:
«Если поможете медвежонку пройти к своему домику, то и я вас пропущу дальше».
Ребята, поможем медвежонку? Тогда, приготовились, в путь!
Упражнение «Мишка шёл».
Мишка шёл, шёл, шёл, мишка к речке подошёл, Мостик перешёл, дальше пошёл.
Мишка шёл, шёл, шёл, мишка к ямке подошёл, Ямку обошёл, дальше пошёл.
Мишка шёл, шёл, шёл, мишка к горке подошёл, На горку взошёл, с горки сошёл, дальше пошёл.
Мишка шёл, шёл, шёл, мишка к домику пришёл.
-Молодцы.
-Ребята, посмотрите, мы с вами сняли все капельки с тучек, теперь можно и сами тучки убрать, а за ними ярко сияет солнышко. Кощей не обманул, он расколдовал Царевну Змею, превратилась она в красную девицу.
Звучит музыка.
Царевна: Спасибо, вам ребята! Выручили вы меня!
Замуж звал меня Кощей, прицепился, как репей,
Но отказ мой получил, и в змею превратил.
Добрых я ждала людей, и дождалась я детей.
Задания Кощея вы дружно выполняли!
А как все выполнили – злые чары тут же спали!
Я вас всех благодарю и конечно одарю!
(Царевна угощает детей яблоками, прощается и уходит)
- Ну, что же со всеми заданиями Кощея Бессмертного вы справились. И пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись
И в свой детский сад вернись.
(Дети повторяют слова и поворачиваются вокруг себя.)
- Присаживайтесь на свои стулья. Вы молодцы, помогли Царевне Змее. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, понравилось.
- Ребята, а вам тяжело было выполнять задания Кощея Бессмертного. Что было самым сложным. А какое задание было самым интересным? Какие звуки мы учились различать, выполняя задания Кощея Бессмертного?
-Молодцы! Нам удалось расколдовать царевну змею, потому мы с вами действовали дружно, помогали друг другу.