Наталья Геранимус
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Богатства природы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Богатства природы России»
Цель: Формировать представления детей о полезных ископаемых родины России.
Задачи:
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Богатства природы России“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Закреплять умение исследовать предмет, называть его свойства и особенности.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Предварительная работа: Просмотр документальных фильмов о добыче соли; знакомство с профессией геолога, беседы о полезных ископаемых.
Оборудование: Тарелочки с песком, глиной, углем, мелом, солью. На каждого ребенка: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, стаканчики, лед, салфетки.
Ход НОД:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Воспитатель: Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
(На карте под цифрой 1 нарисована глобус, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат).
– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображен глобус под номером 1).
– Посмотрите, где находится глобус и почему он такой странный?
- На что похож наш глобус? (Глобус- это уменьшенная модель планеты Земля, где живут все люди. А крыша для того, чтобы показать, что Земля-наш общий дом).
- Как называется наша родина? (Россия)
- Давайте вместе найдем на глобусе Россию.
-Какая Россия по величине (огромная, большая. Ребенок читает стих о родине).
- Знаете ли вы, что земля наша очень богата и хранит свои сокровища очень глубоко! Что же это за сокровища такие (полезные ископаемые) -Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране? -Почему их так называют? - - Ребята, скажите кто занимается поиском и изучением полезных ископаемых? (геологи).
– Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о полезных ископаемых и узнаем их свойства.
– Итак, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. (Дети идут по канату на полу).
- Мы с вами в лаборатории.
Давайте подойдем к столу, посмотрим какие полезные ископаемые находятся и расскажем какую пользу для человека приносит каждое из них?
(На столе на тарелочках лежит песок, глина, уголь, мел, соль накрыта салфеткой. Дети называют полезное ископаемое и говорят, как использует его человек) Песок- Где мы встречали песок? Что можно сделать из него? Песок человек использует с раннего детства, когда играет в песочнице. Песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для приготовления раствора, с помощью которого кладут стены зданий.
Глина- А для чего человек добывает глину, об этом нам расскажет (ребенок)
Уголь – основной источник тепла. Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли-лес. Показ каменного угля, еще его называют антрацит.
Мел- Где человек использует мел? Мелом рисуют на асфальте, пишут в школе на доске, добавляют в зубной порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства.
Воспитатель: Мы геологами станем?
Дети: Да! Да! Да! (Хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да! Да! Да! (Хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь («плывут»)
Её не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели.
Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Ребята, посмотрите, на столе осталось еще одно природное богатство о котором мы не говорили. Отгадайте. Что это?
Загадываю загадку про соль:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
( Дети: это соль.)
(предлагаю детям сесть на стулья)
Ребята, а знаете ли вы как человек открыл соль?
Присаживайтесь, я вам сейчас расскажу
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.
Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Другая версия.
Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.
Следующая версия.
Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль (показываю).
Так люди впервые пробовали соль.
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её.
Вот так соль и вошла в жизнь человека. Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.
-А вы знаете, где находится соль?
Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей.
Ребята, а как добывают соль?
(Рассказ детей сопровождается показом слайдов)
Соль добывают подземным способом – в шахте, с помощью специального оборудования; и на поверхности земли, с помощью специальных машин и вручную. Очень много соли содержится в озере Баскунчак в Астраханской области. Ребята, я предлагаю вам исследовать соль.
Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.
(показ схем)
Дети:
1. Внимательно слушать взрослого.
2. Не брать не чего в рот и не пробовать.
3. Не кричать и не шуметь.
4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
Вывод: соль- полезное ископаемое, белого цвета, без запаха, соленая, сыпучая.
А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Ребята, а скажите мне, для чего нужна людям соль?
Опыт «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Давайте попробуем почистить грязный бокал, насыпим на губку немного соли и почистим бокал. Что произошло? (Он стал чистым)
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Вывод: соль - чистящее вещество
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюде лежит кусок льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Скажите посыпая дороги солью мы наносим вред природе? (Ответы детей)
Опыт «Плавающее яйцо». Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
– Подойдите к карте. Какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
– Найдите, где может лежать конверт? (конверт на столе, в конверте разрезная картинка)
– Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)
(Собирают портрет гнома).
Появляется гном.
– Здравствуйте, а вы кто?.
- А как Вы попали в мою лабораторию (мы в нашем детском саду нашли вот эту карту и решили найти ее хозяина)
-(это ты ее потерял)Да
(Ты приходил к нам в детский сад)
-Да, я спешил познакомить ребят с природными богатствами и где то ее обронил.
- Ой, спасибо, что вы нашли мою карту!
- И я вижу, что вы проводили опыты. Что же вы узнали?
– Молодцы, за это я хочу вас угостить свои подземными сладостями.
- А карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей пригласить в свое подземное царство и познакомить с богатствами природы.
- А вам говорю до свидания! Приходите еще в гости, теперь
дорогу вы знаете.