Таисья Сагалакова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «В гостях у Картофеля»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на территории Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека. Воспитывать положительное отношение к людям труда, выращивающих картофель.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „В гостях у Картофеля“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Материал для занятий.
• Мольберт, на котором портрет Колумба, карта или глобус материков, картинки индейцев, видео музыка танцующих индейцев.
• Плакат биохимической лаборатории, где трудятся лаборанты.
• Овощи-кокошники.
• Прозрачные, стеклянные сосуды.
• Стеклянные вазочки для фруктового сока и крахмала по количеству детей для получения киселя.
• Картофель, принесенный из дома.
• Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству.
Подготовительная часть:
1. Выполнение домашнего задания :
-Видеопрезентация от семьи Карамчаковых «Получение крахмала в домашних условиях».
-Презентация от семьи Боргоякоых: составление таблицы -схемы «Этапы роста картофеля»
-Презентация от семьиКосточаковых : составление таблицы- схемы «Крахмаливание салфеток в домашних условиях»+ крахмаленные салфетки
Основная часть
(Дети замечают на столе красивую коробочку, трогают, обследуют).
-Посмотрите, дети,как вы думаете, что находится в этой красивой коробочке? Дети называют, что бы там лежало.
Если не отгадали, загадывается загадка:
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай его немножко-
Под кустом … (Картошка)
(достают из коробки картошку)
- А кто из вас знает, как появился картофель?
1 ребенок- исследователь:
- Я знаю, откуда в России появился картофель.
Ребенок ведет рассказ по мольберту, показывает портрет Колумба, карту или глобус показать Америку, картинки индейцев.
Его рассказ (под мелодию танцующих индейцев) : Очень давно,прибыли из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой, и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной Америке в то время жили племена индейцев, и их основной пищей был картофель. В честь картофели устраивали даже праздники. Когда его привозили в другие страны, то дарили картофель, как драгоценность богатым людям. Постепенно картофель перестал быть редкостью, и появился у простого народа. Однако, много трудов надо приложить, чтобы вырастить картофель.
- А кто из вас знает,что нужно для того чтобы вырастить картофель?
Рассказы детей
2 ребенок с помощью плаката рассказывает об этапах роста картофеля :
– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать.
А еще бывает так, что на картофель нападают разные вредители (показ картинок) и тогда урожая не будет. Вот и вредители пожаловали.
Физминутка «Жуки в поле прилетели»
Дети «летают», как жуки «ж-ж-ж».
Воспитатель (имитация)опрыскивает на «летающих жуков»,
дети приседают. Игра повторяется 2 раза
Ребенок: Все очень просто! Против вредителей существуют лаборатории,в которых и изготавливают разные вещества от вредителей. Раз: и нет наших вредителей (показ иллюстрации).
-Посмотрите,каждый из вас принес по одному картофелю из дома рассмотрим их.
– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.
– Какого он цвета?– Какой формы?
– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Вот зашел к нам в гости самый главный Огородник и принес с собой разные овощи (кокошники) Давайте выбирайте овощи и поиграем.
Игра -Хоровод «Овощи»
Огородник.
Рано утром я встаю, выхожу на грядки.
(Воспитатель обходит огород.)
Постою, посмотрю, всё ли тут в порядке.
Ты, морковка, выходи, И картошку выводи!
(Морковь выводит картошку в круг.)
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
Три-четыре, громче пой, потанцуй-ка ты со мной.
(Морковь пляшет с картошкой.)
Огородник. Рано утром я встаю, выхожу на грядки.
(Воспитатель обходит огород.)
Постою, посмотрю, всё ли тут в порядке.
(Дети сидят на грядке.)
Ты, капуста, выходи
И свеколку выводи!
(Капуста со свеклой танцуют в кругу.)
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
Три-четыре, громче пой, потанцуй-ка ты со мной.
(Капуста и свёкла пляшут.)
Огородник. Огород наш хорош, не найдёшь такого,
(Воспитатель обходит огород.)
Ты, лучок, выходи,
И перца красного веди.
(Лук и перец танцуют в кругу.)
Все. Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок.
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной.
(Лук и перец пляшут.)
Огородник Какой замечательный огородный хоровод у нас получился.
Ребята, а вы любите овощи?
А какие овощи с нами танцевали?
А сможете определить на вкус, где какой овощ?
Я сейчас проверю.
Игра «Угадай на вкус»
(На подносе подготовлены кусочки разнообразных овощей. Дети закрывают глаза. Каждый по очереди берет в рот по одному кусочку из овощей, на вкус определяют – что это за овощ)
1.- Что вы сейчас съели (морковь)
- Какой на вкус? (кислое или сладкое)
- Мягкое или жесткое? Сочное (хрустит)
2. Раздается огурец.
- А сейчас, что вы съели?
- Какой на вкус?
- Мягкое, жесткое, хрустит?
Молодцы! Огурец
3.- раздается картофель вареный
_ а сейчас, что вы съели?
Какое на вкус?
-Какое: мягкое, рассыпчатое?
Молодцы! Картошка.
Воспитатель: Ребята! Картофель употребляют в пищу только в вареном виде, сырой картофель не едят.
А вы знаете пословицы о картошке? Кто хочет рассказать?.
Пословицы про картошку
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
Картофель – второй хлеб.
Ешь картофель досыта, а сажай до пота.
Картошку копать, не руками махать.
Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.
Картошка да каша — еда наша.
Картофель хлебу подспорье.
Красна картошка едоками.
Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.
- Воспитатель: (с показом иллюстраций)
-Ребята! А картофель обладает лечебными свойствами. Им можно лечиться. А, как лечатся, посмотрите.
- Если простудились хорошо подышать парами отварного картофеля.
При ангине – цветки картофеля заваривают кипятком, настаивают и полощут горло
При ожогах- прикладывают сырой картофель
Видеопрезентация от семьи Карамчаковых
«Получение крахмала»
Ребенок: Работа с картофелем непростая. Моя мама, прежде чем приступить к работе с картофелем его моет, очищает.
- перед вами емкости с тертым картофелем (посмотрите,на что похож картофель) на кашицу) и колбы с водой
- Мы взяли колбы с водой и добавили воду в тертый картофель (кашицу) и размешиваем в воде. (ложки)
-Рассматриваем воду. Что получилось (вода). Какого она цвета?
Вода стала беловатой, мутной
Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле (в воде) содержится крахмал.
А сейчас мы берем пустую емкость и ситечко.
Выливаем нашу жидкость в ситечко, и хорошо отжимаем картофель.
- Оставляем жидкость на некоторое время.
А сейчас мы возвращаемся к нашему эксперименту.
Ребята, очень аккуратно берем наши емкости и потихоньку сливаем воду.
Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок)- это крахмал.
Аккуратно берем наш полученный крахмал и перекладываем на блюдце.
- Какие блюда из картофеля можно приготовить?
Когда он высохнет - будет вот таким (потрогайте) показать сухой крахмал.
- Дети трогают крахмал. Какой он на ощупь? (скрипит)
- На что похож крахмал? (на муку)
- Потрогайте муку? Какая она на ощупь? (мягкая)
- Посмотрите внимательно. По цвету отличается? (Да)
3 ребенок- исследователь: Ребята, крахмал используют для накрахмаливания блузок, рубашек, ажурных салфеток.
Мы с мамой по этой схеме крахмалили платочки.
(показывает, рассказывает);
4 ребенок- исследователь: А еще картофельный крахмал применяют в пище.
Мы с вами можем сами приготовить фруктовый кисель
У меня емкость с сухим крахмалом и фруктовым соком
Я добавляю кипяток и размешиваю. Посмотрите, что происходит( (4ребенок- исследователь с помощью взрослого показывает получения фруктового киселя)
Вывод: крахмал растворяется в горячей воде и загустевает.
- Ребята вы можете попробовать свой фруктовый кисель.
Рефлексия: (детям во время опыта задаются вопросы)
-Какой цвет получился у вашего фруктового киселя?
-Вам понравилась работать в лаборатории? Чем?
- Что интересного вы сегодня узнали о картофеле (Ответы детей)
На сегодня опыты с картофелем закончены.
Релаксация (под тихую спокойную музыку) : Я поймала лучик солнца. От него мне светло и тепло. Ведь всё живое: и высокие деревья и маленькая травка – тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца. Так давайте поймаем лучики солнца и выпустим их, чтоб всем стало тепло и радостно. Будьте добрыми и щедрыми, как солнышко, старайтесь прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Даже картошка нуждается в нашем тепле и доброте.