Оксана Мизёва
Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и средней группах).
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Публикация «Предметно-пространственная среда ДОУ, Наполнение центра „Науки“ (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель центра «Науки» - экологическое воспитание и развитие исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет, как основы интеллектуально-личностного развития детей.
Задачи:
•развивающие:
- развивать способность видеть многообразие природного мира в системе взаимосвязей
и взаимозависимостей;
- развивать собственно-познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных
средств;
- развивать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;
- развивать художественные способности, эстетические чувства (умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы);
•образовательные:
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- расширять перспективы поисково – познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
•воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность:
•поэтому необходимо создать условия для:
- совместной деятельности детей и взрослого;
- проявления самостоятельной познавательной активности детей;
- восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы;
- развития креативности и воображения детей;
- участия родителей в жизни группы;
- атмосферу эмоционального комфорта;
Уголок природы (2-я младшая группа).
Примерный объём знаний и воспитательные задачи:
- дети должны знать названия двух, трёх растений, называть их части: цветок, лист;
- знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая их характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску);
- находить в группе растений одинаковые. знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья;
- формировать интерес и бережное отношение к растениям, и желание помогать взрослому в уходе за ними.
Растения уголка природы:
растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- в уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и даёт им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (например - полить цветок из лейки);
- воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним, необходимо их правильно учить держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно;
- следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия;
- важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за растениями;
- в процессе наблюдения, необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно полить растения.
Наполнение уголка природы
1. Комнатные растения по два, три экземпляра (аспидистра, фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, рейнекия, драцена).
2. Предметы ухода за растениями:
- противень из оцинкованного железа для установки растений во время мытья – 1шт;
- кружка для наливания воды из ведра в лейку – 1шт;
- лейки – 3-4 шт. ;
- пульверизатор – 3шт;
- щётка для мытья горшков – 1шт. ;
- заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшках (для воспитателя;
- глиняные горшки разных размеров для пересадки и размножения растений 5 – 10 шт;
- запас земли для пересадки растений;
- поддонники пластмассовые.
3. Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, капуста, яблоко).
4. Осенние листья (по сезону).
5. Срезанные ветки деревьев в воде.
6. Календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе.
7. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.
8. Календарь наблюдений за птицами.
9. Наборы картин и открыток: домашние животные и птицы; перелётные птицы; дикие животные;времена года.
10. Книги с картинками, на которых изображены животные.
11. Картотека игр по экологии.
12. Природный и бросовый материал.
19. Оборудование для экспериментирования.
20. Инвентарь для трудовой деятельности:
- фартуки (на подгруппу);
- тряпочки (на подгруппу);
- верёвка – 1шт;
- прищепки – 10-15шт.
21. Выносной материал для трудовой деятельности на прогулке:
- лейки – 2-4шт. ;
- метёлки – 5шт;
- грабли – 10-15шт;
- корзина с ручками для листвы – 1шт;
- совки и ведёрки для мусора– 10-15шт;
- лопаты для уборки снега – 10-15шт;
-санки для перевозки снега – 5шт. ;
- кормушка – 2-5шт. ;
- щётки для сметания снега – 3-5шт;
Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности (2 младшая группа):
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма
(стаканчики, пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).
2. Воронки разного материала, объёма.
3. Резиновые груши разного объёма.
4. Губки или паралон.
5. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).
6. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки от мороженного.
7. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.
8. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет. контейнер для яиц, половинки мыльниц.
9. Пакеты, воздушные шары.
10. Колокольчики, звучащие игрушки, коробочки со «звуками» (с различным напол –
нением).
11. Макет тела человека.
12. Зеркало.
13.Ёмкости для посадки семян.
14. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).
15. Бросовый материал (ткань, бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха, пробки, деревянные бруски разных размеров и формы, разные коробки).
16. Контейнеры (тазы) с водой и песком.
17. Свеча в подсвечнике.
18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, кисти, клей.
19. Краска, кисточки, палитры.
20. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.
21. Тальк, детский крем.
22. Фонарики, лампа настольная.
Уголок природы (средняя группа).
Примерный объём знаний и воспитательные задачи:
- дети должны знать названия четырех, пять растений, называть их части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая их характерные признаки листьев (овальные, круглые и т. д.); знать ещё одну растительную группу - куст;
- продолжать формировать у детей умение отмечать сходство и различие в форме,величине, окраске листьев и цветов;
- закреплять знания, полученные ранее о животных, подробнее рассматривать внешний
вид, отмечая существенные признаки;
- продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Растения уголка природы:
растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5
видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.
Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- в уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);
- необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;
- воспитывать желание ухаживать за растениями;
- в процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;
Дежурство в уголке природы:со второй половины года.
Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности
(средняя группа).
1. Овощи, фрукты (по сезону).
2. Коллекция семян и растений.
3. Комнатные растения.
4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма
(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).
5. Мерные ложки, стаканчики.
6. Воронки разного материала, объёма.
7. Резиновые груши разного объёма.
8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).
9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.
10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного
11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей
нер для яиц, половинки мыльниц.
12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.
13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.
14. Султанчики.
15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.
16.Ёмкости для пересыпания.
17. Сито.
18. Свеча в подсвечнике.
19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.
20. Краска, кисточки, палитры.
21. Магниты.
22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).
23. Лупы.
24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.
25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.
26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-
ным запахом; продуктов с характерным вкусом.
27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).
28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,
пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,
разные коробки, верёвки, нитки).
27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.
28. Тальк, детский крем или вазелин.