Наталья Беликова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лимон- волшебник.»
Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах.
Задачи:
1. Обучающие: дать представления о лимоне и его свойствах. Формировать умение рассуждать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Лимон-волшебник“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
2. Развивающие: развивать познавательную активность у детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные: воспитание дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.
Способ организации детей: групповой. Организационный этап: сидя полукругом на стульчиках; экспериментально-исследовательский этап: стоя вокруг стола и сидя за столом.
Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория», «грамм» в сюжетно-ролевой игре «Магазин», игра «Чудесный мешочек».
Методы и приемы: наглядный: демонстрация слайдов. Практический: проведение опытов, художественное слово.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, шапочки и халаты на каждого ребенка, лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре, лимонный сок, влажные салфетки, мешочек, сахар - рафинад, емкость с водой, весы, одноразовые стаканчики, чай, ложечки, кружки.
Ход НОД:
1. Психологический настрой (1мин).
Ритуал приветствия.
«Мы веселые ребята!
Мы ребята- дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!»
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.
2. Вводно - организационный этап (2 мин).
- Ребята, я предлагаю вам посетить лабораторию.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.
- Все сотрудники лаборатории всегда одевают халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота (одевают халаты и шапочки и садятся на стульчики).
3. Мотивационно-побудительный этап (6 мин).
-Ребята, когда сегодня утром я пришла в детский сад у меня на столе стояла посылка.
А вот чтобы узнать, что в ней находится, вам надо пройти 3 испытания. Только у меня одно условие: вы не должны называть этот предмет вслух. Пока я об этом не спрошу.
• Сначала определим на ощупь. Вам нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его (по очереди нащупывают лимон). Не называя предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он? (он шершавый, твердый, овальный)
• Теперь попробуем определить по запаху. Возьмите все по стаканчику и понюхайте. Есть запах или нет?
• Определим теперь на вкус. Попробуйте содержимое стаканчика. Что можете сказать про вкус? (он кислый)
- Итак, ребята, с чем мы будем работать? (ответы детей)
- Это ЛИМОН (1слайд). Посмотрите на экран.
- Давайте повторим, что мы узнали о лимоне.
- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, шершавый, овальной формы, кислый, имеет запах).
- Сегодня мы побольше узнаем об этом фрукте.
4. Восприятие и усвоение новых знаний (15 мин).
- Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).
2 слайд
- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.
- Это дерево не растет в нашей стране. Как вы думаете, почему (ответы детей?
- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.
- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона (ответы детей?
3 слайд
- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям. Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, памелло, грейпфрут.
-Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.
Опыт №1.
Для этого нам понадобятся: весы, емкости, с водой и парочка лимонов (1-очищенный, 2 – в кожуре).
- Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение)
-Весы нужны для того, чтобы измерить вес лимона.
- Измерим вес очищенного лимона. Запомним эту цифру.
-А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.
-Что произошло? (лимон утонул)
-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче?
-Давайте его взвесим. Действительно тяжелее.
-Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)
-Проверим.
-Что произошло?
-В чем же секрет? (секрет в кожуре)
-Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
- Давайте немножко отдохнем. Присядьте на стульчики.
Артикуляционная гимнастика.
- Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.
1. А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.
2. А теперь вы съели корочку лимона.
3. Поедим варенье из лимона. Молодцы.
ОПЫТ №2
Цель: Узнать, как лимонный сок ведет себя при контакте с красителями.
Нам понадобилось: салфетки, акварельные краски и кисть, свежевыжатый лимонный сок.
На салфетку накапали акварельной краской, затем сверху на эти пятна налили лимонный сок, пятно стало светлеть и почти исчезло.
ВЫВОД: Сок лимона может служить безопасным пятновыводителем.
ОПЫТ №3
Цель: Узнать, что происходит с лимонным соком при нагревании.
Нам понадобилось: Листы белой бумаги, лимонный сок, ватные палочки, спиртовка.
Ватные палочки обмакнули в лимонном соке и им на белом листе бумаги нарисовали рисунок. После того, как наш лист высох, (рисунок на нем практически не заметен) мы нагрели его над спиртовкой и вот наш рисунок проявился и стал ярким и заметным.
ВЫВОД: Сок лимона при нагревании темнеет.
ОПЫТ №4
Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.
Нам понадобилось: Стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.
В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».
ВЫВОД: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.
- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.
- А какие блюда можно приготовить с лимоном? (салаты, чай, солянка, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.
-А как вы, думаете, в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?
- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
- А что происходит, когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)
- А это мы сейчас проверим, давайте пройдем в кафе и попьем чай. Для начала нам нужно протереть руки влажными салфетками (раздаю влажные салфетки, разливаю чай готовый из чайника, на тарелочке порезанные дольки лимона и сахар - рафинад)
-Возьмите каждый по кружке и положите туда дольку лимона, кусочек сахара. Что произошло? (чай начал светлеть). Пробуйте чай.
-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым. ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.
5. Заключительный этап (1мин)
- Итак, что нового мы узнали про лимон?
- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)
- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (шершавый, овальный желтый)