Вероника Воронкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный воздух»
Возраст воспитанников: старшая группа
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Задачи:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
1. Провести исследование по выявлению сформированности экологических знаний о неживой природе у детей 6-го года жизни.
2. Выявить динамику сформированности экологических знаний о неживой природе у детей 6-го года жизни.
Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: предлагает детям отправится в «волшебную страну ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ».
Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, в воздушном шарике.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.
(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)
Дети: Вода вытечет, выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Догадки детей.
Воспитатель: Объясняю, что на лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат все живые существа: люди, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте поиграем и попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. Попробуйте, поймайте воздух ладонями!
Дети: !Пытаются поймать воздух.
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель: показываю, как веером махать, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагаю детям сделать тоже самое
Воспитатель: что вы почувствовали?
Дети: подул ветерок.
Воспитатель: Какой воздух?
Дети: прохладный, холодный воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но мы его обнаружили, а еще почувствовали и ощутили.
Делаем вывод: Мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Мы и животные им дышим.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку себе на грудь. Сделайте глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это наши легкие наполнились воздухом.
Повторяем несколько раз.
Делаем вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания всем живым существам.
Воспитатель: Как вы думаете, кому не нужен воздух?
Дети называют предметы неживой природы.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель: показываю по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, монетку.). Спрашиваю, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Предлагаю внимательно понаблюдать за стаканом с водой. Затем бросаю в воду камень, дети наблюдают как он опускается на дно. Дальше бросаю монетку и опять предлагаю понаблюдать.
Воспитатель: Что произошло с предметами?
Дети: Они утонули, упадали на дно.
Воспитатель: Посмотрите, они упали и из них выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что же это за пузыри поднимаются на поверхности воды?
Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Задаю вопросы: куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому, что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому, что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.
Делаем вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: раздаю детям резиновые игрушки разной формы, Я надуваю шарик.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек и шарика?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках и в моем шарике?
Делаем вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится. Воспитатель надеваю на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставлю ее в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
В: Воздух при нагревании расширяется.
(Воспитатель ставит бутылку в таз с ледяной водой.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар не надувается.
Делаем вывод: четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Игра.
Воспитатель: предлагаю детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.)
Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг.
Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, присаживаются).
Упражнения повторять 4-5 раз
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет.
Делаем вывод: воздух не имеет запаха.
Подготавливаю пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, ваниль) и раскладывает их в разные баночки.
Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).
Воспитатель: У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.
В: Какой шарик тяжелее?
Делаем вывод: Воздух имеет вес.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое ветер?
Дети: ответы.
Воспитатель: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется?
Дети: Бумага изгибается потому, что мы на нее дуем.
Воспитатель : Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух может быть настолько сильным, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.
А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?
Дети самостоятельно подбирали материал и оборудование для опытов в мини-среде «Воздух».
Список литературы:
1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез,2006
4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.