Анна Ташлыкова
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки воды» по технологии А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие капельки воды“ по технологии А, И, Савенкова» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Конспект занятия по исследовательской деятельности
в средней группе
«Путешествие с Капелькой
в царство Волшебницы Воды»
(по технологии А. И. Савенкова).
Подготовила:
Воспитатель:
средней группы №2
Ташлыкова Анна Олеговна
(первая кфалификационная категория)
пгт. Преображение
2017 г.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с этапами исследования объекта.
2. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
3. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах.
4. Приобретение детьми новых знаний о воде.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать логическое мышление.
2. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
3. Развивать творческие способности.
4. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.
5. Активизировать и обогатить словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Воспитывать самостоятельность.
3. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
4. Закреплять умение работать в команде.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации); словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, компьютера, физминутка, зарисовывание полученной информации).
Материал и оборудование: игрушка кукла Капелька, игрушка кукла Волшебница Вода, белые халаты, головные уборы, бейджики-значки, волшебный сундучок, карточки с символическими изображениями «методов исследования», листы для зарисовок, карандаши, иллюстрации о воде, оборудование для проведения опытов (прозрачные стаканчики с водой, камешки, книги с информацией о воде, головной убор академика, мантия, бумажные капельки, сок,мп-3 плеер, компьютер.
Ход НОД:
Дети заходят в группу (лабораторию). Слайд: «Лаборатория»
Воспитатель: дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и хорошее настроение!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами пришли в лабораторию, посмотрите на экран, может кто-нибудь знает, что такое лаборатория?
Дети: (с помощью воспитателя) : лаборатория, это место,где учёные, исследователи проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: правильно, молодцы! А кто же такие учёные, исследователи?
Дети: (с помощью воспитателя) : учёные, исследователи - это люди, которые наблюдают за происходящим в мире, делают новые открытия и проводят эксперименты!
Воспитатель: ребята, сегодня я буду учёным, а Рома и Юля лаборантами! (на детей и себя заранее надеть белые халаты). А все вы будете нашими помощниками исследователями и наблюдателями! Обратите внимание, что у нас у всех на груди прикреплены бейджики-значки с нашими именами и фамилиями, как у настоящих исследователей, чтобы любой человек мог вас назвать по имени, посмотрев на бейджик – значок!
Воспитатель: ну что, ребята, готовы стать маленькими исследователями?
Дети: да!
Воспитатель: тогда приступим!
Воспитатель: ребята, для начала, нам нужно выбрать тему нашего исследования, то о чём мы с вами будем говорить!
Воспитатель обращает внимание детей: ребята, посмотрите, это волшебный сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что в нём.
(Звучит мелодия Шопен «Симфония воды») Это кукла, зовут её Капелька. Она путешествовала по свету, жила в разных местах, много фотографировала, и принесла вам эти фотографии, чтобы вы отгадали, где же Капелька может жить. (дети садятся на стульчики) фотографии вывешиваются на магнитную доску. Дети рассматривают фотографии и называют, где жила капелька. Делают вывод, что капелька - это маленькая частичка воды!
Ребята, наша Капелька приглашает вас сегодня в путешествие в царство Волшебницы воды и обещает, что вы много нового узнаете о воде. Вы согласны?
Дети: да!
Воспитатель: итак, уважаемые лаборанты, темой нашего исследования будет что?
Дети: вода.
Воспитатель: правильно, вода, ваша задача - получить как можно больше новой информации о воде и подготовить о ней небольшой рассказ. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию о воде. Как это можно сделать? Где и как вы узнаете то, что вам интересно о воде?
А с чего же нам начать наше исследование? Как вы думаете, с чего начинают исследование учёные? (дети затрудняются в ответе).
Капелька : у меня как раз есть с собой карточки исследователей, на которых есть картинки - подсказки с методами исследования. Может, они вам помогут?
Воспитатель: вот они нам и нужны. Карточки с обозначением методов исследования, это - план нашего будущего исследования.
Давайте подумаем, с чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее? «Подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».
- Следующий вопрос - «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «понаблюдать», «провести эксперимент».
Воспитатель: теперь можно начинать действовать по намеченному нами плану, собирать всё информацию о воде.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем зарисовывать полученную информацию о воде. Конечно, информацию можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться её зарисовывать на листах, при помощи символов, значков.
Сегодня только я и мои лаборанты будем зарисовывать информацию, а вы наши помощники, смотрите и учитесь, чтобы в следующий раз все смогли зарисовывать информацию на листе.
1метод «Подумать самостоятельно».
Вспомните, что вы знаете о воде. Где утром в группе встречались с водой?
Ответы детей: вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная, не имеет вкуса и так далее.
Зарисовка с воспитателем.
Кто скажет нам, какой следующий метод?
2 «Спросить у другого человека».
Дети, кому вы можете задать вопросы? Что будете спрашивать? Предлагаю детям спросить нашего помощника воспитателя Галину Валерьевну, для чего ей вода?
(моет посуду, полы, вытирает пыль, чистит раковины и так далее)
Зарисовка с воспитателем.
Какой следующий метод?
3 «Посмотреть в книге».
Дети, а сейчас посмотрите, поищите самую интересную и полезную информацию о воде в книгах.
Из книг дети узнали, что вода необходима всему живому на земле, вода нужна людям, животным, растениям. Вода широко используется людьми в разных отраслях.
Фиксируют новые данные на листе с помощью воспитателя.
Капелька : ребята, вы уже устали, давайте отдохнём и немного поиграем со мной.
Физминутка «Дождик»
Дождик песенку поет: (руки поднять над головой)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)
Только кто ее поймет (руки развести в стороны)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)
Не поймем ни я, ни ты, (руки к груди, вперед)
Но зато поймут цветы. (руки сложить в бутон)
И весенняя листва, (покачиваем руками над головой)
И зеленая трава. (наклон вниз покачиваем руками)
Лучше всех поймет зерно - (присесть)
Прорастать начнет оно: (поднимаемся, руки поднять вверх)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: поиграли с Капелькой, отдохнули, а теперь продолжаем наше исследование, какой следующий метод?
4 «Посмотреть в компьютере»
Мини-ролик о разных свойствах воды (лёд, снег, пар)
Зарисовка с воспитателем
5 «Понаблюдать»
Наблюдение за рыбками в аквариуме, полить фикус из лейки.
зарисовка с воспитателем
6 «Провести эксперимент»
Участвуют все дети
На столе оборудование для проведения эксперимента.
Ребята, возьмите каждый стаканчик с водой и понюхайте воду, чем она пахнет? (без запаха, теперь сделайте глоточек, какая вода на вкус? (без вкуса). А теперь опустите в стаканчик камешек. Мы видим его? Значит вода какая? (Вода не имеет цвета, она прозрачная.)
Зарисовки с воспитателем
Воспитатель: ребята, вот и закончилось наше путешествие с Капелькой в царстве Волшебницы Воды, давайте обобщим: «Что интересного мы узнали о воде?»
А теперь мои лаборанты Рома и Юля (одеты в мантии и головные уборы) с помощью своих зарисовок сделают доклад (рассказ о воде) :
«Без воды нет жизни, человеку, животным, растениям- всем нужна вода. В воде живет много разных животных и рыб, поэтому воду нужно беречь и экономить.»
Заключительная часть. (рефлексия)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы очень хорошо рассказали сегодня о воде, Капельке очень понравилось путешествовать с вами в царство Волшебницы Воды, вы стали настоящими учёными!
Звучит музыка «Песенка воды» появляется кукла Волшебница Вода!
Говорит, что она наблюдала всё время за детьми и осталась довольна своими маленькими исследователями!
Благодарит их, и дарит им на память свои капельки, чтобы они расклеили их в своей группе и не зыбывали беречь воду и бутылку с соком, потому что сок – это тоже вода!