диана галкина
Открытое логопедическое занятие в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе
в рамках прохождения аттестации 28.01.2019г.
Тема: «Прогулка в зимний лес» (лексическая тема «Дикие животные зимой»)
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. Активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, всеядное; менять, спать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-., упражнение в словообразовании
Публикация «Открытое логопедическое занятие в старшей группе „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
(притяжательные прилагательные).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, ритма, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, магнитные мольберты, комплект картинок к игре «Чей? Чья? Чьи?», плоскостные изображения диких животных, их жилища, шапочки диких животных (медведь, ёж, заяц, лиса, белка, волк, мягкие игрушки – детёныши диких животных, ноутбук, запись голосов диких животных (по 20 секунд на каждого, таблица-схема для составления описательного рассказа о диком животном, музыкальная игра «У оленя дом большой», рабочие листы, карандаши, деревья зимнего леса. Бегемот Жужа (игрушка на руку).
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «У лисы в лесу глухом».
Методы, применяемые на занятии :
* Словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа на рабочих листах,
* Наглядные методы (демонстрация, работа со схемой – таблицей описания, картинный материал,
*Практические методы (применение схемы-таблицы для составления описательных рассказов, упражнения в словообразовании и словоизменении; упражнение в различении голосов диких животных лесов, упражнение в согласовании движений с речью,
*Методы контроля и самоконтроля (контроль педагога за звукопроизношением детей, за правильностью составления описательных рассказов; развитие у детей самоконтроля над произношением звуков в речевом потоке, самоконтроль детей при составлении описательного рассказа,
* Методы формирования личностных результатов (воспитание уверенности в себе, умения слушать друг друга, ответственности, самостоятельности, навыков сотрудничества).
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.
Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в группу.
Логопед. Ребята, наш знакомый бегемот Жужа пришёл к нам с просьбой о помощи.
Жужа: Здравствуйте ребята. За время зимних каникул я много слышал о том, что в ваших лесах живут дикие животные. А как они называются, как выглядят – я не знаю. Могли бы вы мне помочь, узнать всё о диких животных ваших лесов?
Дети. Да.
Ребенок. Не волнуйся, Жужа, мы сегодня отправляемся в лес и приглашаем тебя на прогулку с нами.
Логопед. Давайте собираться на прогулку. Чтобы оказаться в лесу, надо сказать слова.
Дети, логопед и Жужа. Вправо-влево повернись, в лесу зимнем окажись.
Логопед. Вот мы и оказались в лесу. Прогулка начинается.
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
2. Составление описания белки. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса белки. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку белки и берёт в руки игрушку-бельчонка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Кто же живёт в этом доме?
Дети. Это дупло. Тут живёт белка.
Ребенок-белка. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Здравствуйте, я белка, а это мой бельчонок. Летом я рыжего цвета. Зимой – серая, так меня на снегу не видно. У меня небольшие ушки с кисточками, пушистый хвост, передние лапки короче задних. Задние лапки длинные, они помогают мне прыгать с ветки на ветку. Тело моё покрыто шерстью. Голос мой вы слушали, я пищу и щёлкаю. Я – травоядное животное. Питаюсь я орехами, грибами, желудями, лесными яблоками. Всё лето я делаю запасы в дупле, зимой их ем. Мой дом – дупло. Зимую я в дупле, ем запасы. Людям приношу пользу. Если меня увидит человек, то у него сразу поднимается настроение.
Жужа. Спасибо, белка. Теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, белочка, с нами по лесу гулять.
3. Составление описания волка. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса волка. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку волка и берёт в руки игрушку-волчонка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Кто же живёт в этом доме?
Дети. Это волчье логово. Тут живёт волк.
Ребенок-волк. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Жужа. Спасибо, волк. Теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, волк, с нами по лесу гулять.
4. Составление описания зайца. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса зайца. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку зайца и берёт в руки игрушку-зайчонка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Где же дом? Это дерево, а под ним кто?
Дети. Это заяц.
Ребенок-заяц. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Жужа. Спасибо, заяц. Теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, зайчик, с нами по лесу гулять.
5. Физкультминутка «У оленя дом большой» (развитие речевого слуха, чувства рифмы, темпа, речевого внимания, общей моторики, координации речи с движением).
Логопед. Не плачь зайчик, Лена предложит тебе игру, в которой рассказано, кто тебе может помочь в трудную минуту.
Лена. Иди, зайчик, играть.
Логопед включает музыкальную игру «У оленя дом большой».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом и темпом игры (темп игры увеличивается).
У оленя дом большой Поднимают руки над головой, изображая «крышу» дома.
Он глядит в своё окно Руки перед грудью, правая рука поднимается вверх горизонтально.
Зайка по лесу бежит Бегут на месте
В дверь к нему стучит Топают ногами, руки на поясе.
«Тук-тук, дверь открой Правым кулачком показывают, как стучат в дверь
Там в лесу охотник злой» Показать правой рукой назад.
«Зайка, зайка, забегай! Зазывают зайца движением руки.
Лапку мне давай». Протягивают руку с открытой ладонью.
6. Составление описания лисы. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса лисы. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку лисы и берёт в руки игрушку-лисёнка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Кто живёт в этом доме?
Дети. Это лисья нора. В этом доме живёт лиса.
Ребенок-лиса. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Жужа. Спасибо, лиса. Теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, лисичка, с нами по лесу гулять.
7. Составление описания ежа. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса ежа. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку ежа и берёт в руки игрушку-ежонка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Это ёлка? Кто же здесь живёт?
Дети. Под ёлкой норка ежа.
Ребенок-ёж. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Жужа. Извини, ёжик, что разбудили тебя. Спасибо, теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, ёжик, с нами по лесу гулять.
8. Составление описания медведя. (развитие слухового внимания, развитие связной речи).
Дети, логопед и Жужа. Вот лес, наш лес, полон лес чудес.
Мы по лесу пойдём и зайдём в этот дом.
(произнося стихотворение, дети шагают на месте)
Логопед. Закройте глаза, послушаем голос животного, который живёт в этом доме.
Дети закрывают глаза, логопед включает трек с записью голоса медведя. Дети слушают. В это время один ребенок надевает на голову шапочку медведя и берёт в руки игрушку-медвежонка.
Логопед выключает трек, дети открывают глаза.
Жужа. Чей это дом?
Дети. Это медвежья берлога. Тут живёт медведь.
Ребенок-медведь. (составляет рассказ-описание, используя схему)
Жужа. Извини, медведь, что разбудили тебя. Спасибо, теперь я всё знаю о тебе.
Дети. Пойдём, медведь, с нами по лесу гулять.
Логопед. Предлагает детям и зверям сделать пальчиковую гимнастику, чтоб согреть ручки и лапки.
9. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом». Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках — по
Есть нора — одному пальцу на каждое двустишие.
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то
Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.
10. Игра «Чей? чья? чьи?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Логопед. Ой, а у Жужи есть картинки, на них части тела животных. Помогите Жуже правильно их назвать, чьи они. Логопед раздаёт детям картинки. Дети встают парами и проговаривают.
Ребенок. Это лисья голова.
Ребенок. Это лисий хвост.
Ребенок. Это заячья голова.
Ребенок. Это заячий хвост.
Ребенок. Это медвежья голова.
Ребенок. Это медвежий хвост.
Ребенок. Это беличья голова.
Ребенок. Это беличий хвост.
Ребенок. Это волчья голова.
Ребенок. Это волчий хвост.
Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
Жужа. Гуляя в лесу, Жужа видел следы, подскажите ему, чьи они.
Дети. Это беличьи следы.
Дети. Это заячьи следы.
Дети. Это волчьи следы.
Дети. Это медвежьи следы.
Дети. Это лисьи следы.
Логопед. Молодцы.
Жужа. Спасибо вам, ребята, я всё запомнил.
11. Упражнение «Кто живёт в лесу?» Совершенствование грамматического строя речи (словоизменение).
Логопед. Жужа, а ведь в нашем лесу живут и другие животные. Сейчас ребята тебе их назовут.
Ребенок. В лесу живут барсуки.
Ребенок. В лесу живут еноты.
Ребенок. В лесу живут лоси.
Ребенок. В лесу живут рыси.
Ребенок. В лесу живут куницы.
Ребенок. В лесу живут кабаны.
Жужжа. Молодцы, ребята, всё знаете и всему меня научили.
Логопед. Теперь нам надо возвращаться в детский сад.
Дети, логопед и Жужа. Вправо-влево повернись, в детском саду окажись.
Логопед. Вот мы и оказались в саду.
12. Работа на листах. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. ]
Логопед просит детей сесть за столы. На столах листы, карандаши.
Жужа. Ой, ребята, это задание из леса.
Логопед. Да. Посмотрите на листочки. Кого изобразил художник?
Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.
Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.
Рыжая плутовка.
Хитрая, ловкая.
Дети. Это лиса.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Лису называют плутовкой.
Логопед. Как вы понимаете это слово?
Дети. Нечестная, обманщица, воровка.
Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь.
(данное задание можно выполнить с детьми во второй половине дня на коррекционном часе).
13. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей. ]
Жужа. Спасибо вам, ребята, за такую прогулку. Я вас благодарю и угощаю вас сладкими конфетами.
Логопед. Да, Жужа, в следующий раз мы расскажем тебе много интересного, и ребята сделают для тебя проекты о диких животных.
Используемая литература.
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, С-Пб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008,
2. Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу!», Москва, Гном, 2002.
3. О. Дементьева,текст песни «У оленя дом большой».
4. Интернет-ресурсы. (голоса диких животных).