Татьяна Гаврилова
НОД по развитию речи в старшей группе и чтение стихотворений о зиме «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Тема: Чтение стихотворений о зиме - «Прогулка в зимний лес»
Целевые ориентиры:
- познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к поэзии;
- развивать интерес к художественной литературе, помогать детям выразительно читать стихотворения;
- развивать внимание, связанную речь;
- обогащать словарный запас, вызывать интерес к художественному слову.
Оборудование: перчаточная кукла (сова, снежок, иллюстрации, проектор, аудио носитель, декорации леса, елка, снежинки, корзина.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе и чтение стихотворений о зиме „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Чтение и пересказ
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про зиму, о зиме. Зимние стихотворения для детей
- Темочки
Словарная работа: снегопад, метель, гололедица.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с приближением к зиме, беседы о погоде.
Ход занятия:
I Вводная часть.
- Ребята, подойдите ко мне. Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я снова встретила Тетушку Сову! Вы ей прошлый раз так понравились, что она попросилась снова к вам! Но в этот раз она прилетела не с пустыми крыльями – она принесла с собой красивые солнышки (раздаточный материал) и вот что! (Воспитатель показывает мяч) Посмотрите, что у меня в руке? (Снежок). Скажите, а для чего нужен снежок? В какие игры мы играем со снежком? А как вы думаете, для чего я его взяла сейчас? (для того, чтобы поиграть) А вы хотите поиграть сейчас? Но раз вы хотите поиграть, то садитесь на стульчики! А Тетушку Сову пригласим посмотреть?
II Основная часть
Игра «Вопрос - ответ»
- Ребята, скажите какое время года у нас сейчас? (Осень. Поздняя осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- А какое время года совсем скоро наступит? (Зима)
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- Какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, а наш снежок то необычный! Никто не заметил? А в чем он необычный? (на нем намотана ниточка)
- Правильно! Этот снежок волшебный – он принадлежит Тетушке Сове! В прошлый раз она приглашала нас в осенний лес, а сегодня она приглашает нас в зимний – хотите пойти? Тогда идем! (воспитатель кидает снежок и нитка указывает путь) Играет музыка, воспитатель и дети идут, имитируя прогулку по лесу. Мы забрались в самую чащу!
Рассматривание иллюстраций
- Ребята, закройте глаза, покружитесь, открывайте! Появляется елка (искусственная елка, на ней снежинки) посмотрите, где мы оказались? Ах, а под елкой стоит какая-то корзина, она наверняка волшебная! Откроем ее? (в корзине картинки/ иллюстрации – снегопад, сильный ветер, зимний лес, метель, снежинки)
- Ах! Ребята, да тут картинки, давайте скорее посмотрим, что изображено на них?
Словарная работа
- Снег! А что он делает? Идет! А как называется это явление в природе? Снегопад! Молодцы!
- А здесь что изображено? Какой ветер дует зимой?
- Ребята, а когда дует сильный ветер и идет снег, как такое явление называется? (Метель) Метель – значит метет!
Беседа, чтение стихотворений
- Ребята, а что еще происходит зимой на улице? (Понижается температура – ударяют морозы, идет снег, воет ветер, становится холодно)
- А вам нравится зима?
- Почему?
- Зимой на улице очень красиво! И знаете что, есть люди, у которых профессия поэт или писатель! Вы знаете кто это?
- Поэты рисуют зиму только не кисточкой, а словом – сочиняют красивые стихи о зиме. Вот сейчас мы поиграем и превратимся в поэтов, будем красиво рассказывать стихотворения!
Игра «Доскажи словечко»
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
- Егор становится у нас поэтом и расскажет стихотворение про снег! А ребята слушают внимательно, мы потом поговорим – о чем это стихотворение!
Легкий, беленький снежок
Так похож на творожок!
Только есть его не буду,
Ведь, снежинки – это чудо!
- Ребята, как автор называет ласково снег? (Снежок)
- С чем он его сравнивает? (С творожком)
- А какой снежок? (Легкий, белый, пушистый)
- Молодцы! Продолжаем играть и следующая загадка – досказка…
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
- И наши девочки превращаются в поэтесс и рассказывают стихотворения про чудо зимы - снежинки!
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь!
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь!
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли!
- Ребята, как поэт называет снежинки? (Балеринки)
- Значит они какие? (Стройные, изящные, красивые)
Физминутка (включается музыка)
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Продолжаем играть!
- Наши окна — как картинки. На стекле букеты роз. Кто художник-невидимка?
Их нарисовал. (мороз)
- И в поэта превращается Амиль.
Мороз- волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек, без красок
Все окна нам разрисовал!
- Ребята, как автор называет мороза? (Волшебник)
- А почему он волшебник?
Дальше приготовьтесь отгадывать загадки!
На реке без топоров
За ночь целый мост готов.
Скользко, весело, светло
Лёд прозрачен как. (стекло)
Даша, я дотрагиваюсь до тебя волшебным снежком и ты нам расскажешь про лед!
Не идется и не едется,
Потому что гололедица!
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
- Ребята, когда все покрывается льдом, как это называется? Гололедица.
- А почему не радостно, когда падаем?
- Как нужно вести себя на льду?
- А весело кататься на коньках?
И последняя загадка, а то Совушка говорит, что ей уже пора…
Она зимой метет и злится
И грозно воет и кружится.
Стелет снежную постель
Наша белая. (метель)
Ангелина теперь поэт…
Снег кружится за окном в хороводе дружно
Нам дорожки прокопать
Завтра будет нужно!
Кружит снега карусель –
В гости к нам пришла метель!
- Ребята, с чем сравнивает поэт метель? (Карусель)
- Почему? (Потому что ветер кружит в воздухе снег)
Заключительная часть
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, т. Сове уже совсем пора! Я взмахиваю волшебным снежком и произношу заклинание – а вы закрываете глаза, раз, два три, открывайте глаза! Где мы? О каком времени года сегодня говорили? Какие зимние явления запомнили? В кого сегодня превращались? Вам понравилось наше путешествие?
- т. Сова тоже в восторге и хочет вас всех наградить солнышками, потому что хоть и снегопад и метель – и это красиво, но без солнышка жить нельзя!