ирина шемякина
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес. Знакомство со звуком [А] и буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в осенний лес. Знакомство со звуком [А] и буквой А
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЛЫШ»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЩМР МО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙС ОНР «РОСИНКА» по теме
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС.
ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ А»
Провела
учитель – логопед
Шемякина И. Н.
Щёлково
2018
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнение правильной артикуляции и произношения звука [а] на различном лексическом материале;
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР „Путешествие в осенний лес, Знакомство со звуком [А] и буквой А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- знакомство с характеристикой звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам;
-знакомство с понятиями «Гласный звук, буква» ;
-закрепление зрительного образа буквы А;
-практическое упражнение в образовании относительных прилагательных, использовании уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных;
закрепление представлений детей об осенних признаках.
Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха через выделение звука [а] в начале слова;
- развитие межполушарного взаимодействия через координацию речи с движением;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: костюм Лесовичка, письмо для Лесовичка, картинки с предметами на звук [а], кленовые листья с заданиями, осенние листья, камешки, заготовки с буквой А.
Ход занятия.
1. ОРГМОМЕНТ.
-Добрый день. Я рада вас видеть. У нас сегодня гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
-Сегодня на занятии ваши глаза будут внимательно смотреть и всё, всё видеть, ваши уши будут внимательно слушать и всё, всё слышать, ваш язычок нам не мешает, а помогает.
-Ребята, скажите, какое сейчас время года?
-А сейчас начало осени, середина или конец?
-А по каким признакам вы определили, что это начало осени? (Листья становятся жёлтыми, красными,похолодало, птицы улетают, насекомые прячутся, день становится короче,а ночь длиннее, люди стали одеваться теплее)
А какой сейчас месяц?
-А какой сегодня день недели?
-Давайте вспомним наше стихотворение про дни недели:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили,
В воскресенье, в воскресенье
Мы идём на день рождения.
-Ребята, мы сегодня с вами тоже отправимся в гости к Лесовичку. Он нам передал письмо с приглашением. (Отправляйтесь на поезде ко мне в гости в осенний лес. Если выполните все задания на кленовых листочках, вас ждёт сюрприз. Ваш Лесовичок.)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
-Ребята, но ведь мы с вами вежливые и воспитанные люди и знаем, что в гости без подарков нельзя. Мы возьмём с собой картинки – подарки.
(Логопед раздает рисунки, на которых изображены предметы на звук «А»)
-Давайте назовем предметы на картинках - подарках (арбуз,ананас, апельсин, абрикос,автомат, автобус, азбука, астра)
-Кто догадался, какой звук любит Лесовичок? (А)
-Как вы это узнали? (Все слова начинаются со звука «А»).
Правильно, молодцы. Так с каким же звуком и буквой нас ждет встреча в нашем путешествии?
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1 станция (музыка, «Паровоз Букашка») Садимся в поезд, поезд отправляется. Чики-туки, чики-туки…чшшшш. Приехали.
Станция Арбузово.
-С какого звука начинается название станции? Попробуем его произнести. Рот открывается широко, воздух идет свободно, без преград. Этот звук называется гласным, он тянется, его можно пропеть. Давайте попробуем.
-На что похож ротик, когда мы произносим звук «А»? (На круг)
-Люди договорились обозначать гласные звуки красным кружком, и этот звук будет жить в красном домике. (показать)
- Ребята, смотрите, у поезда первый кленовый лист – задание. (читает).
Игра «Поймай звук».
Ребята, я буду называть слова, а вы ловите звук «А», хлопните, когда его услышите (АРБУЗ,ЛУК,АИСТ,КОТ, АПЕЛЬСИН,УЖИН,АВТОБУС,ИГРЫ, АБРИКОС,АВТОМОБИЛЬ)
Молодцы, а в каком месте слова вы слышали звук «А»- в начале, в середине или в конце?
- С этим заданием Лесовичка мы справились, поехали дальше.
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, В ИСПОЛЬЗОВАНИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУФФИКСОВ, В СЛОВООБРАЗОВАНИИ.
2 станция. (музыка, «Паровоз Букашка») Садимся в поезд, поезд отправляется. Чики - туки, чики - туки…чшшшш. Приехали.
Станция Аистовая. Какой первый звук?
-Посмотрите, как кругом красиво! Сколько вокруг листьев! А кто знает, как называется такое осеннее явление, когда падают, осыпаются с деревьев листья? (Листопад).
Давайте соберём осенний букет:
1,2,3,4,5 –
Будем листья собирать:
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья осины,
Листики дуба мы соберём-
Маме осенний букет отнесём.
- С каких деревьев мы собрали листья для осеннего букета?
Листья берёзы. А если лист с березы, он какой? Берёзовый, а если их много, то листья какие? - берёзовые.
Листья рябины (рябиновый, рябиновые)
Листья клёна (кленовый – кленовые)
Листья осины (осиновый, осиновые)
Листья дуба (дубовый, дубовые)
2) ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (Нужно ласково назвать слова)
ЛИСТ – ЛИСТИК
ВЕТКА – ВЕТОЧКА
ТУЧА – ТУЧКА
ДОЖДЬ – ДОЖДИК
БЕРЁЗА – БЕРЁЗКА
ДУБ – ДУБОК
ГРИБ – ГРИБОК
ЯГОДА - ЯГОДКА
-Молодцы, поехали дальше … Чики – туки, чики-туки…. чшшшш
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗВУК,БУКВА»,ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ «А»
3 станция.
-Вот мы и приехали. Станция Аптечная. Какой первый звук?
Ребята, мы сегодня слушали и произносили звук «А»,а Лесовичок приготовил вам задание с буквой.
Звуки мы говорим и слышим, а букву пишем и видим. Букву мы можем начертить, пощупать и даже слепить. Лесовичок просит вас выложить букву А из камешков по его образцу) (читает задание)
Ребята, что вы выложили - звук или букву. Посмотрите друг у друга. У всех получилась буква А? Да, молодцы. Давайте повторим ещё раз : «звуки мы говорим и слышим, буквы мы пишем и видим»
-А на что похожа буква А (шалаш, башня, ракета, столбики)
Вспомним стихотворение, которое мы начинали учить
Буква А, буква А-
Наклонились два столба,
Наклонились, наклонились,
А потом соединились. Молодцы, ребята. А где же ещё задание?
(Музыка, заходит Лесовичок)
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Здравствуйте, ребята. Вот вы до меня и добрались. Все мои задания выполнили по дороге? Догадались, какой звук и буква у меня самый любимый? А какие вы знаете слова на звук [а]?
Лесовичок, ребята знают много слов, начинающихся со звука А, сейчас они подарят тебе картинки с этими словами.
Каждый ребёнок дарит картинку, озвучивая подарок (Лесовичок я дарю тебе ….арбуз)
-И я вам тоже приготовил подарки. (Сюрпризный момент, апельсины)
-С какого звука начинается мой сюрприз? (Раздает апельсины детям).
-Давайте прощаться. До новых встреч.