Мария Мамуткина
Особенности реализации проектных технологий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности реализации проектных технологий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития
Аннотация: в статье характеризуется профессиональная компетентность педагогов в использовании проектных технологий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, а также сформированность познавательных и коммуникативных действий, необходимых детям для участия в проектной деятельности.
Публикация «Особенности реализации проектных технологий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Среди образовательных технологий существует такая форма педагогической работы как проектная деятельность. Проект представляет собой уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. В психолого-педагогической литературе данный метод ученые (Е. С. Полат, Е. Н. Евдокимова, Г. К. Селевко, Н. Б. Крылова) определяют как конкретную педагогическую технологию – четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности педагога и ребенка.
Использование проектных технологий в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития является актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению учащихся в совместную деятельность, позволяет развивать предпосылки познавательных и личностных универсальных учебных действий и социальные навыки детей.
Для выявления особенностей реализации проектных технологий в работе педагогов с дошкольниками с задержкой психического развития нами было проведено исследование на базе ГБОУ СОШ «Образовательного центра «Южный город» и МБДОУ центра развития ребенка - детского сада №121 Ленинского района г. о. Самара.
В исследовании принимали участие 26 педагогов, работающих с дошкольниками с задержкой психического развития. Среди них: воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, педагог художественной студии, инструкторы по физическому развитию и старшие воспитатели. Высшую квалификационную категорию имели 11 человек, первую – 15. Часть педагогов (12 чел.) регулярно повышали свою квалификацию, нерегулярно – 14 человек. Анкетирование и беседа со специалистами позволили нам выявить профессиональные возможности и трудности педагогов при реализации проектных технологий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержанное развитие.
Все педагоги дошкольных образовательных учреждений учитывали особые образовательные потребности и возможности детей с ЗПР в группах коррекционной направленности. Однако принцип индивидуализации педагогического подхода реализовывался не в ходе непосредственной образовательной деятельности, а в процессе индивидуальных занятий дефектолога, логопеда и психолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.
Педагоги не в полной мере осознают проблемы обучения детей с ЗПР и необходимости использования различных вариативных форм педагогической работы с этими дошкольниками. Педагоги имеют недостаточно информации об интерактивных формах работы с дошкольниками с задержанным развитием, включая технологию проектирования и кейс-технологию, а также выражают сомнения в эффективности использования таких технологий с детьми данной категории.
В детских садах работают педагоги с большим педагогическим стажем (свыше 15-18 лет, но недостаточно интересующиеся современными образовательными технологиями. Проектную деятельность с дошкольниками с ЗПР педагоги организуют в подготовительных группах, опираясь на лексические темы, включают проект как этап подготовки к детскому празднику и используют, преимущественно, творческий и информационные виды проекта.
Например, по лексической теме «Весна» педагог использовала информационный проект «Весенние приметы» и предложила детям вместе с родителями подобрать приметы любого весеннего месяца и нарисовать этот месяц. На этапе завершения проекта дошкольники рассказывали о весенних приметах и просили других детей угадать, - приметы какого весеннего месяца были названы. Дошкольников с задержкой психического развития заинтересовала данная работа. Однако выполнили проект не все дети в группе, некоторые дошкольники только нарисовали рисунки, а весенние приметы не смогли назвать. Свои трудности дети объяснили тем, что не знают приметы, а дома с родителями не смогли или не успели подготовиться.
В рамках праздника «Поздравим маму» педагог предложила детям участие в творческом проекте «Визитная карточка моей мамы». Ребенок мог побеседовать с мамой о её профессии, любимом занятии, любимой книге, телепередаче или кинофильме, любимом блюде и изобразить визитную карточку своей мамы на рисунке или в небольшом буклете. Большая часть детей с желанием включились в проектную работу. Но дети с ЗПР, преимущественно, изображали своих матерей на рисунках, но рассказать об увлечениях и занятиях мамы смогли только несколько участников проекта.
Специалисты испытывают трудности в организации проектной деятельности детей с ЗПР. Особые трудности вызывают у педагогов проблемы поведения, низкой познавательной активности и саморегуляции, капризы и аффективные реакции дошкольников с задержкой психического развития.
На вопрос анкеты: «Какие самые главные причины, являющиеся для Вас препятствием в работе с использованием проектного метода?» педагоги определили основные причины:
недостаток профессиональных компетенций при использовании метода проекта;
проектный метод сложный для детей с ЗПР;
пассивная позиция родителей;
нет необходимости в использовании проектного метода;
привыкли работать по традиционным методикам;
мало знают о методе проекта.
На вопрос анкеты: «Какие виды проектов Вы знаете?» педагоги ответили в большинстве случаев, что они знакомы с творческим или информационным видом проектов и изучают литературу по организации проектной деятельности.
На вопрос анкеты: «На каком этапе разработки и реализации проектного метода у Вас могут возникнуть или возникали наибольшие трудности?» педагоги в большинстве случаев ответили, что испытывали трудности при оформлении портфолио проекта, так как необходима дополнительная методическая литература по организации проектной деятельности. Также педагоги испытывали трудности при прогнозировании конечного результата проекта, при составлении мониторинга проектной деятельности и определении его значимости для детей, родителей, других педагогов.
Несмотря на высокую квалификационную категорию, большой педагогический стаж и опыт работы с детьми с ЗПР, все опрошенные специалисты отмечали, что трудности, с которыми они сталкиваются, в основном, связаны с отсутствием методических разработок по данной тематике. По мнению педагогов, они могли бы заниматься разработкой проектов и применять их на практике при достаточном предоставлении им методической литературы. Педагоги могут заинтересоваться разработкой и организацией проектов, но при попытках разработать и применить проектную технологию, им необходима помощь или поддержка со стороны научных источников и методистов. Анализ анкетирования показал, что педагоги занимаются разработкой проектов исключительно по поручению администрации дошкольных образовательных учреждений или в рамках собственной профессиональной аттестации, но редко применяют их на практике.
Таким образом, педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают серьезные организационно-методические трудности в организации проектной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.
Наблюдением в группах коррекционной направленности было охвачено 42 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Анализ медицинских заключений показал, что все дети имели задержку психического развития и признаки перинатального поражения центральной нервной системы. Особое внимание мы обратили на особенности познавательных и коммуникативных действий, необходимых дошкольникам для участия в проектной деятельности.
Старшие дошкольники с ЗПР могут работать с дополнительной литературой – книгами и детскими энциклопедиями только под руководством воспитателя. К просмотру обучающего мультфильма («Фиксики», «Смешарики») дети с задержкой психического развития относились как к развлечению, и познавательную информацию из мультфильма не могли использовать. Некоторые дошкольники с ЗПР могли спросить необходимую информацию у родителей, но большая часть детей забывала это сделать. Если педагог просил сравнить информацию из двух источников – из книги и мультфильма, то дошкольники с ЗПР испытывали серьёзные затруднения.
С установлением логических зависимостей, причинно-следственных связей затруднялись все дошкольники с задержкой психического развития. При оформлении своего рассуждения в форме рассказа дети не могли построить монологичный ответ. Дошкольники с ЗПР, преимущественно, показывали рисунок или отвечали отдельными словами, назывными предложениями.
При заполнении таблицы по результатам проектной деятельности дети также затруднялись, путали графы таблицы, они не знали, что рисовать в таблице – какую цифру или смайлик. Сотрудничество между дошкольниками с ЗПР в ходе проектной деятельности педагогам также не удалось реализовать. При выполнении заданий в подгруппах или парах дошкольники чаще всего конфликтовали, капризничали или занимали пассивную позицию наблюдателя.
Таким образом, профессиональная компетентность в использовании проектных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития у педагогов недостаточно сформирована. Это проявляется в невозможности самостоятельно внедрять проектные технологии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями и придерживаться принципов инноваций специального образования. Старшие дошкольники с задержкой психического развития демонстрируют несформированность познавательных и коммуникативных действий, необходимых для участия в проектной деятельности.
Список литературы:
1. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии : учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2010. - С. 333-370.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная Пресса, 2010.- С. 30-44.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ //- М. : ТЦ Сфера, 2006. С. 5-17.