Орещишина В.В
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы.
Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.
Публикация «Сказкотерапия в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом
Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
В этой статье я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
С 5 лет ребё нка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми : розыгрыш сказки в лицах.
Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.
В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :
1) Художественные и народные сказки :
Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку
накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом :
3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.