Наталья Карасова
Особенности работы компьютерно-игрового комплекса на основе принципа интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса нашего детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Моя работа в компьютерном игровом комплексе строится на органическом вписывании в общую систему образовательной работы по принципу интеграции. Сегодня я хочу поделиться некоторыми наработками.
Публикация «Особенности работы компьютерно-игрового комплекса на основе принципа интеграции образовательных областей» размещена в разделах
Программа «Одаренный ребёнок» у нас внедряется на двух группах педагогами Подрезовой Е. Ф. группа №4 и Нерух Л. Ю., Черняевой Л. В. группа №6.
Основное внимание в данной программе уделяется формированию у ребёнка адекватных средств обучения, которыми являются прежде всего наглядные модели разных типов и содержаний, к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами. Используя компьютерные игры, мы можем говорить не столько о содержании обучения, сколько о новом способе преподнесения этих знаний, а так же о развитии определённой формы опосредования, так как мир на экране является как бы знаком мира реального.
Пакет компьютерных программ позволяет осуществлять поддержку данной образовательной программы по следующим разделам :
• Развитие элементов логического мышления - «Весёлые моторы», «Остров драконов», «Башня знаний», «Космос», «Четвёртый лишний», «Лото»
• Ознакомление с пространственными отношениям – «Экспедиция Бу», «Башня знаний», «Карта», «Новосёлы», «Конструктор», «Матрёшки»
• Конструирование – «Весёлые фигурки», «Построй дом», «Весёлые моторы», «Конструктор»
• Художественная литература и развитие речи – «Конструктор», «Лес», «Море»
• Развитие элементарных математических представлений – «Приключения домовенка Бу на воздушном шаре», «Магазинчик Бу», «Алик скоро в школу», «Дальние страны», «Архитектор», «Помоги птенчику», «Войди в замок», «В гости к обезьянке»
• Ознакомление с природой – «Живая природа – в мире животных», «Живая природа – в мире растений», «Космос», «Климат», «Мир вокруг нас», «Построй город», «Карта», «Лото растений»
• Развитие умственных способностей - «Дед Мазай и зайцы», «Фантастические животные», «Качели», «Фотоохота», «Волшебные ключи», «Гараж» и др.
На основе этих программ составляется перспективный план по полугодиям. Моё взаимодействие с педагогами начинается с обсуждения и согласования перспективных и календарных планов.
Эта форма работы позволяет расширить диапазон других видов деятельности детей. Так например в апреле, готовясь к дню космонавтики, я в перспективный план включила игру «Космос», мы с детьми говорили о космических телах, планетах, познакомились с некоторыми созвездиями. Ребята показали знания по ознакомлению с природой, но и у них появилось желание узнать о космосе ещё больше, в частности один мальчик уже после занятия спросил: «А когда мы будем говорить о космических дырах». А это уже выход на проектную деятельность. Сейчас ребёнок занимается этим проектом.
Большой интерес представляет программа «Конструктор». Она позволяет поддерживать не только раздел конструирование. Например, в подготовительной группе (воспитатели Л. Ю. Нерух и Л. В. Черняева) дети рассматривали замки, строили их из конструктора по схемам в группе, а в компьютерном классе с помощью этих же схем строили на экране компьютера. В разделе «Ознакомление с пространственными отношениями» в группе дети составляют план игрового пространства группы, потом всего группового помещения, потом этажа и т. д. К\п «Конструктор» позволяет воспроизвести любой из этих планов на экране компьютера.
Последовательная и системная работа с детьми в КИК позволила сделать следующие выводы:
Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Дети с большим желанием осваивают все программы, добиваясь правильного решения всех поставленных задач.
Психологическая готовность дошкольника к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня, формируется всей системой жизни ребенка в детском саду. Процесс овладения элементарной компьютерной готовностью требует от педагогов высокого уровня всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям и интересам дошкольников.
Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение дошкольников знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
Игры серии «Математика» и «Азбука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях по ФЭМП и развитию речи. Кроме того, они стимулируют к приобретению новых знаний.
Практика показала, что большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. Необходимо заинтересовать ребенка, ввести его в мир сюжета, дать почувствовать ответственность за правильность выполнения задачи. С этой целью разработаны конспекты проведения занятий-игр, занятий-сказок, занятий-путешествий, позволяющих повысить интерес детей к занятию.
Режиссерские игры (когда ребенок самостоятельно создает сюжет на экране компьютера) и игры из серии изобразительное творчество имеют много общего в способах и этапах выполнения задания. Поэтому, хорошо освоив последовательность действий при знакомстве с одной игрой, дети легко переносят алгоритм на другие игры. Кроме того, эти игры позволяют детям быстрее освоить способы действий в наиболее сложных играх, требующих большой самостоятельности и творческого мышления.
Важным моментом является и то, что компьютерные игры, являются своеобразной диагностикой, так как сразу показывают пробел в знаниях детей по тому или иному разделу программы.
Я хочу вам показать итоги усвоения программного материала за последние два года. Вы видите, что уровень усвоения во всех группах выше среднего.
Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютерными играми (конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д.). проявляются во всей полноте такие процессы как: мышление, представление, память, внимание, воображение и т. д., возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития.
- формируется у ребенка мотивационная, интеллектуальная и операционная готовность к использованию компьютерных средств.
- обогащаются когнитивные (познавательные) основы личности ребёнка, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности.
- обеспечиваются достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для всей последующей жизни.
- позволяют выявлять и поддерживать одарённых детей, а также диагностика и коррекция развития детей.
- являются педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребёнка в современных условиях
- обеспечивают доступ к передовым методам воспитания детей.
Книга – средство накопления знаний. Компьютер – среда для накопления знаний, а так же для оперирования и обмена знаниями с другими людьми.