Атмурзаева Сейжан
Опыт работы по трудовому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание формирует у ребенка положительное отношение к труду, желание и умение трудиться, уважение к чужому труду.
Часто родители считают, что ребенок мал для трудового воспитания.
Но по-моему, это один из ведущих способов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребенка, формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребенка.
Расскажу, как трудовое воспитание устроено в дошкольном отделении №5 «Сказка» МОУ «Лицей №1 им. К. С. Отарова».
Какие формы труда мы внедряем:
1. Коллективные и индивидуальные поручения.
Задания, которые даются с учетом уровня развития ручных умений, возрастных и индивидуальных особенностей:
малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений — расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку;
детям постарше можно усложнить задачу — поручить стирку кукольных вещей, мытье игрушек, подметание дорожек;
детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр.
Воспитатель разъясняет способы выполнения задания, помогает распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после работы. И приучает к уважительному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.
2. Ежедневные дежурства
Обязанности в интересах коллектива:
четырехлетние дети включаются в дежурство по столовой. Каждый стол накрывает один ребенок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество работы, благодарит за трудолюбие и старательность.
со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
старшие дошкольники ухаживают за растениями в уголке природы.
Понятие труд дети открывают для себя, наблюдая за работой взрослых и желая подражать им, участвовать в их деятельности.
Для формирования добросовестного отношения к труду нужно поощрять ребенка:
одобрение — простой вид поощрения;
благодарность — более высокий уровень (награждение);
соревнование — направление потребности к соперничеству на воспитание нужных качеств (эффективность выше, если задачи определяют сами дети).
Наказание — по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их. Это могут быть дополнительные обязанности, ограничение определенных прав. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.
Трудовое воспитание должно присутствовать в жизни ребенка с малых лет. Важно помочь понять ребенку, что труд — это источник его развития, и подготовить его к трудовой жизни и даже выбору профессии.
А вы как считаете, нужно ли трудовое воспитание и как донести его пользу до родителей?