Татьяна Арыкова
Реализация ФГОС в ДОО. Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС в образовательных организациях СЗУ : Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей на основе театрализованной деятельности.
Воспитатель I категории ГБОУ СОШ с. Елховка: Арыкова Т. Н.
Публикация «Реализация ФГОС в ДОО, Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей» размещена в разделах
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст.
Эмоции играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Развитие эмоциональной сферы дошкольника свидетельствует о его психическом состоянии и является важным показателем его здоровья.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность в практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции: катарсистическая (освобождение от негативных состояний)
регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения)
Театрализованная деятельность детей включает в себя разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность предопределена текстом произведения. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других действуют, как режиссеры – разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскими фигурками.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти);
- речи (монолог, диалог)
- творческих способностей.
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры можно разделить на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы, способствуют адаптации детей в коллективе сверстников.
Специальные игры развивают воображение и фантазию. К специальным играм относятся: • упражнения и этюды; • ритмопластика; • речевые игры и упражнения; • спектакли.
Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Темы для таких маленьких этюдов близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, разговор по телефону и др.). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, страх). Ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию выразительности жестов, поз и мимики.
Речевые игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией и орфоэпией
При работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками.
Игры – драматизации организуются на занятиях по развитию связной речи (как итоговое занятие по теме); инсценировки, кукольный театр используются как часть занятия по развитию связной речи. Игры – представления (спектакли) показываются на вечерах развлечений, на праздниках для родителей и детей других групп детского сада. Подготовка к играм – драматизациям, инсценировкам, играм – представлениям (спектаклям) ведётся во вторую половину дня воспитателем, на индивидуальных занятиях и музыкальным руководителем.
В настоящее время я работаю с детьми 4-5 лет. Мои воспитанники всегда подвижные и любознательные. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. Но у большинства воспитанников прослеживается нарушение эмоциональной сферы. Наблюдается неумение понимать эмоциональное состояние окружающих людей, контролировать своё импульсивное поведение и умение управлять своими чувствами. Наблюдая за детьми, было выявлено, что дети с трудом могут распознать эмоциональное состояние героя инсценируемой сказки, не могут ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы передачи его характера мимикой, жестом и положением тела. Проанализировав данные наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к движению, я нашла необычный способ развития их эмоционально-волевой сферы. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей игровой деятельности. И способ этот - составление «двигательных сказок».
Эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх драматизациях, инсценировках. Цель: Развивать эмоционально - волевую сферу у детей посредством создания художественных образов.
Задачи 1. Развивать эмоциональную активность детей.
2. Расширять нравственно-этические представления детей и формировать их поведенческие умения.
3. Расширять двигательные умения детей в создании художественного образа.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающем мире.
Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отметить большие возможности в осуществлении задач познавательной деятельности в интеграции с элементами театрального искусства. Ведь любая игра – драматизация осуществляется по мотивам литературных произведений.
Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам А. Барто, С. Михалкова, К. И. Чуковского, и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. В дальнейшем, детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в разные виды образовательной деятельности.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации познавательной деятельности с детьми: как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях.
Двигательная сказка является основой динамических пауз, которые я активно использую в своей педагогической деятельности с детьми, у которых, как я уже говорила ранее, высокие потребности в движении. Утренняя и бодрящая гимнастики со сказочным сюжетом, физминутки на основе эпизодов сказок в стихах. Интересен тот факт, что в процессе занятий я выступаю не только в качестве ведущего - сказочника, но и в роли рядового участника действия. Этим и определяется тесная совместная деятельность взрослого и детей, которая при правильной организации создаёт для детей особую, благоприятную игровым действиям обстановку, рождает положительные эмоции, хорошее настроение, что корректирует эмоциональное развитие детей. В процессе инсценировки, в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми каждый ребёнок раскрывает свои особенности, черты характера и интересы. На занятиях актёрские действия определены единым сюжетом, едиными ролями, где каждый ребёнок – главное действующее лицо инсценировки. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок: выделить и определить движения персонажей. Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки.
Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», я имею в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач познавательного развития, а также сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Библиография: 1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006 2. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». – Волгоград, 2007. 3 интернет ресурс «Википедия — свободная энциклопедия»