Получи документы

Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Александра Конопля
Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Конопля Александра Александровна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 «Родничок», г. Серпухов

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования :

Принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Публикация «Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

Цель - Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Первый тематический круг - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

Второй тематический круг - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий тематический круг - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует).

Четвертый тематический круг - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)

Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей.

Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.

На мой взгляд, данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей - это диалог на заданную тему. Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.

Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.

Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду» / М., 2013

2. Трубайчук Л. В. «Интеграция как средство организации образовательного процесса» / М., 2013.

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования Методический кабинет Управления образования Администрации города Новочеркасска Городская тематическая неделя «Реализация модели организации.

Формирование образовательного потенциала развивающей среды логопедического кабинета детского сада в условиях реализации ФГОС В настоящее время большую актуальность приобрели вопросы обеспечения условий в образовательной организации для полноценного развития детей.

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОО в условиях введения ФГОС В настоящее время перемен, необходимо как нельзя точно осознавать, что планирование является очень нужной и важной частью работы педагога.

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Опыт работы «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 7 пгт Ильского МО Северский.

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС Емельянова Н. В. – учитель –логопед, Тюрк А. В. – учитель –логопед МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок» Организация коррекционно – развивающей.

Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Педагогический совет в ДОУ «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС»Педагогический совет в ДОУ «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС» I. Игра «Разминка - самооценка»: • Если выдумаете, что для взрослых важную роль играет практическая информация, а не теоретическая - потопайте.

Проектирование образовательного процесса с использованием новых образовательных технологий-ИКТ, с учетом ФГОС до .

Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС через создание книг с рисунками и рассказами Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 25 августа 2015 в 23:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация образовательного процесса с помощью интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Александра Конопля (УИ 174700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД