Елена Меренцова
Организация инновационной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка. Одно из проявлений такого поиска — организация в учреждениях инновационной деятельности, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему дошкольных учреждений — с другой.
Слайд 2.
Публикация «Организация инновационной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
В соответствии с нормативно – правовыми документами в нашем городе имеется многолетний опыт функционирования инновационного пространства на разных уровнях.
Слайд 3.
По данным официального сайта Управления образования г. Волгодонска в городе среди дошкольных учреждений имеют статус:
федеральной экспериментальной площадки - 2 учреждения ДОУ,
областной экспериментальной площадки – 4 ДОУ;
областной инновационной площадки - 11 детских садов;
городских инновационных площадок - 9;
в городе работает 3 муниципальных ресурсных центра.
Инновационная деятельность учреждений направлена на развитие дошкольников, личностно-профессиональное развитие педагогов и специалистов, совершенствование управления ДОУ.
Слайд 4.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое - носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии. Поэтому, президентом РФ поставлены перед нами новые задачи по вхождению российского образования в десятку лучших мировых систем, которые легли в основу национального проекта «Образование», а значит, возникает необходимость дальнейшего развития наших учреждений, введения инноваций.
Слайд 5.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов, а в последнее двадцатилетие и в нашей стране. Педагогическая инноватика, в отличие от инноватики в других сферах, рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Таким образом, педагогическая инновация - намеренное качественное и количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
Слайд 6.
Можно выделить этапы перевода образовательного учреждения в режим развития, в части «зарождения» концепции инновации.
I этап. Наличие «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения. Как показывают исследования, самым продуктивным, для последующих действий, является вариант, когда этим «вдохновителем» является руководитель - уже формальный лидер, со своими властными полномочиями.
II этап. Формирование им своей команды — это административная (менеджерская) команда, это идейные сторонники из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленные к внедрению того или иного новшества.
III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности. Главное здесь заручиться поддержкой и пониманием как минимум четверти членов педагогического коллектива. Это именно та "критическая масса", без наличия которой бессмысленно и даже опасно начинать какие-либо изменения. В целом формы и методы мотивации педагогического и технического персонала определяет на данном этапе руководитель образовательного учреждения.
IV этап. Построение "проблемного поля" Проблемный анализ учреждения и определение главной (ключевой, на сегодняшний день, проблемы своего образовательного учреждения.
V этап. Выработка проектной идеи развития ОУ на ближайший период. Это выбор объекта нововведений который должен однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса. На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Это решает и определяет сам педагогический коллектив. На выбор объекта нововведений повлияет и обозначенная проблема образовательного учреждения.
VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т. е. составление плана или программы ее реализации.
VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
Слайд 7.
Итак, идея готова. Что дальше? Процесс самой инновационной работы состоит из нескольких этапов:
Диагностический этап включает анализ условий, имеющихся для проведения новвоведения: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. На этом этапе определяется база внедрения инновации,определяются возрастные группы.
Прогностический этап предусматривает оформление концепции (системы теоретических положений) инновационной деятельности и ее плана-программы. Далее необходимо определить этапы инновационной деятельности, их конкретное содержание, сроки реализации и предполагаемые результаты по каждому этапу. Важным моментом при разработке концепции является определение показателей оценки эффективности инноваций и контроля за их результатами.
Организационный этап. Необходимость этого этапа связана с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого существует экспертный совет. Экспертный совет формируется органом управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного совета администрация ДОУ готовит пакет документов:
заявку на присвоение учреждению статуса инновационной площадки;
концепцию инновационной деятельности;
план инновационной деятельности (на весь ее период);
дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение.
Научное обеспечение инновационной деятельности на региональном и федеральном уровне предполагает выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники, преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. К работе могут быть привлечены и другие специалисты в соответствии с темой инновационной деятельности: психологи, педагоги-экологи, медицинские работники, тренеры и др.
В образовательном учреждении создается совет инновационной площадки или творческая группа. В состав совета входят: научный руководитель (при наличии, заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги, участвующие в инновационной деятельности. Задача совета — осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности. Совет периодически заслушивает на своих заседаниях отчеты участников инновационной деятельности, вносит коррективы в ее организацию, разрабатывает критерии и порядок оценки результативности инновационной деятельности.
Важным моментом на данном этапе является разработка плана повышения квалификации педагогов, специалистов, родителей и др. участников инновационной деятельности. Педагогическая деятельность, связанная с созданием новой педагогической практики, требует углубленного изучения научной и методической литературы, разработки и освоения новых способов работы с детьми, освоения исследовательских методов и др.
Также данный этап включает в себя подготовку научно-методического обеспечения инновационной деятельности: подготовку его конкретной программы, изложение технологии инновационной деятельности, подготовку методических разработок и дидактических пособий, материалов, связанных с управлением инновационной деятельностью.
Практический этап представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов свидетельствующих о динамике образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях совета, решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременное внесение корректив в ход реализации инновационного проекта. Данный этап продолжается, как правило, длительное время.
Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности. Как правило это происходит на заседании экспертного совета.
Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, городских методических объединений, научно-практических конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.
Слайд 8.
Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как экспериментальная площадка областного или федерального института. В ходе опытно-экспериментальной работы в результате педагогического творчества «вызревают» новые тенденции в образовании.
Например, нашему саду с 01.01.2018 года в соответствии с приказом федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (далее ФГАУ ФИРО) от 25.09.2017 г. № 405 МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска присвоен статус экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО в рамках сетевой экспериментальной площадки по теме «Разработка, апробация и внедрение в практику работы образовательных организаций педагогической технологии воспитания детей и подростков в духе толерантного общения» (авторы – Алиева Э. Ф., Радионова О. Р.).
Цель опытно - экспериментальной работы: Создание условий для внедрения в практику образовательного учреждения «Педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?». Приоритетным является выстраивание работы на основе интеграции различных видов деятельности.
Слайд 9.
В 2012-2016 гг в МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска был реализован городской инновационный проект «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление и образовательный процесс МБДОУ как условие повышения качества дошкольного образования» по следующим направлениям и получен определенный результат:
1. формирование информационной компетентности участников инновационного проекта - 100 % педагогов уверенные пользователи ПК;
- педагоги активно работают в сети Интернет: имеют свои сайты, активно принимают участие в вебинарах и конкурсах;
- изучены требования к созданию презентаций, разработан алгоритм их создания и представления;
- члены творческой группы по уровню владения ИКТ являются коуч-педагогами для других, менее продвинутых
2. использование ИКТ для решения задач делопроизводства, организации питания и управления ДОУ (Освоены АИС Аверс «Расчет меню питания» и «Заведующий ДОУ», работа в системе «Образование» МЦФЭР.
3. использование ИКТ в образовательной деятельности (- приобретен и используется пакет программного обеспечения по развитию речи «Мерсибо» для логопеда;
- созданы презентации по различным темам ООП ДО, видеофрагменты, текстовый материал в электронной форме, картины, картинки и т. п. ;
- разработаны ЭОР (как образцы) по изобразительному искусству (для всех возрастных групп) и по речевому развитию (для младшего возраста);
- созданы интерактивные пособия (игры) по музыкальному воспитанию, математике, ПДД)
Слайд 10.
В результате реализации нового инновационного проекта «Разработка системы эффективного использования электронных и цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании как необходимое условие реализации ФГОС ДО» (сейчас мы находимся на I этап – аналитико-проектировочный (2018-2019 гг) его реализации) планируется получить следующие результаты:
- методические рекомендации для педагогов ДОО по планированию и организации реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО с использованием потенциала ЭОР И ЦОР;
- банк цифровых и электронных образовательных ресурсов по пяти образовательным областям с учетом возрастных особенностей детей, в том числе включающих ЭОР и ЦОР, разработанные педагогами;
- учебно-методические пособия для воспитателей (в электронном виде) по реализации ООП ДО по пяти образовательным областям по утвержденному образцу;
- создание единого учебно-методического центра - портала в сети Интернет;
- трансляция инновационного опыта через систему мастер-классов, методических семинаров, публикаций, конкурсов, конференций и т. п.
Слайд 11.
Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс детский сад добился определенных результатов. В 2017 году стали победителями городского конкурса педмастерства воспитатель Полянская С. А. в номинации «Лучший сайт», музыкальный руководитель Курак Е. Ю. – в номинации «Электронное образовательное пособие».
На научно-практической конференции в г. Ростове –на-Дону «ИТО-2017», участниками которой мы являемся с 2012 г., воспитатель Полянская С. А. стала победителем регионального конкурса «Школа будущего», ею была представлена работа по использованию программы «фото-шоп» в работе воспитателя. Асварова М. А. представила ЭОР по речевому развитию, стала победителем в секции дошкольного образования. Оба педагога вошли в состав творческой группы ИПК и ПРО по разработке ЭОР.
В ноябре 2018 г. на Межрегиональной научно - практической конференции в г. Ростове - на - Дону "ИТО - 2018" воспитатели Мартынова Е. А. и Асварова М. А. представили разработанный ими ЭОР "Донской край - мой край", стали победителями в секции дошкольного образования, награждены Дипломом министерства общего и профессионального образования Ростовской области; музыкальный руководитель Манукян К. М. представила свой сайт на конкурс "Блогообразование" на этой же конференции. Ведется подготовка к данной конференции в этом году.
Воспитатели подготовительных групп провели апробацию электронного образования дошкольников по подготовке к школе.
Сейчас мы работаем над внедрением в практику детского сада онлайн - анкетирования, которое имеет ряд преимуществ перед традиционным печатным вариантов анкет. Результаты анкетирования востребованы при проведении внутренней системы оценки качества образования, при формировании Годового плана работы, для выявления интересов и предпочтений родителей, педагогическом анализе деятельности педагогов. Предлагаю вам пройти онлайн - опрос.
Слайд 12.
Инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний, и качества образовательной деятельности. Есть народная мудрость: "Караван идет со скоростью самого медленного верблюда". Желаю вам, чтоб ваш самый медленный верблюд бежал со скоростью не менее 200 км/ч.