Хакунова Зарема Адамовна
Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
Публикация «Консультация „Использование инновационной технологии „синквейн“ в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
• во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольники присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых
можно регулировать процесс развития речи у детей. Хотелось бы вас
познакомить с одной очень эффективной технологией по развитию речи
детей. Это синквейн.
Что такое синквейн?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение
из пяти строк».
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня
является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной
задачи.
В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельности и на уроках в школе.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Правила составления синквейна :
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Алгоритм составления синквейна
• Синквейн состоит из 5 строк;
• Его форма напоминает ёлочку.
1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
2. Два прилагательных по теме.
3. Три глагола по теме.
4. Предложение по теме.
5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Составление синквейна по предметной картинке
1. Что это?
АРБУЗ
2. Подберите два слова-признака.
- Какой арбуз?
КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ
3. Подберите три слова-действия.
- Что делает арбуз?
КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ
4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.
Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ
5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».
ЯГОДА
Пример синквейна :
1. Ель
2. душистая, чудесная
3. растет, веселит, радует
4. я люблю зимнюю ель
5. новый год, детство
1. Кукла
2. красивая, любимая.
3. стоит, сидит, улыбается.
4. моя кукла самая красивая.
5. игрушка.
Составление синквейна педагогами на тему –Зима.
1. Тема (существительное). (Зима)
2. Два прилагательных. (Снежная, морозная)
3. Три глагола. (Морозит, забавляет, радует)
4. Предложение. (Я очень люблю люблю зиму)
5. Ассоциация. (Время года)
Составление синквейна педагогами на тему –Семья.
1. Слово-предмет (Семья)
2. Слова – признаки(2) (Родная, любимая)
3. Слова-действия (3) (Оберегает, поддерживает, заботится)
4. Предложение по теме (Я дорожу своей семьей)
5. Синоним, ассоциация (Дом)
Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки
Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».
Зайчик.
Слабый, трусливый.
Плачет, боится, просит (помощи).
Мне жалко зайчика.
Сказочный герой.
Лиса.
Хитрая, наглая.
Выгнала, обманула, обхитрила.
Лиса поступила плохо.
Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».
Лиса.
Хитрая, наглая.
Обманула, обхитрила, выманила.
Лиса поступила плохо.
Обманщица.
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу,
обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно,
грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный
словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и
совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем
легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и
выразить свои мысли.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи
дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Выводы о синквейне
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме
информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это
интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их
содержания.