Надежда Барыбина
Готовность воспитателя к инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют различные понятия готовности воспитателя к инновационной деятельности. Для каждого человека понятие инновация по своему воспринимается и абстрагируется в процессе его деятельности.
Для кого – то инновация это использование информационных технологий в воспитании детей с помощью проектора, компьютера или аудио техники. Для детей 21 века особенно привлекательны различные игровые программы, которые направлены на развитие математических способностей, памяти и внимания.
Публикация «Готовность воспитателя к инновационной деятельности» размещена в разделах
Для других это использование в своей работе проектной деятельности, благодаря которой ребенок выступает в роли ученого-изобретателя, познает окружающий мир, старается сделать его лучше, создает что-то новое и сам же придумывает назначение своему «изобретению».
Сущность понятия инновационная деятельность отражает не только особенности процесса обновления, внесения новых элементов в традиционную систему образовательной практики, но и органично включает в себя характеристику индивидуального стиля деятельности педагога-новатора.
Инновационная деятельность по мнению Сластенина В. А., Подымовой Л. С., предполагает высшую степень педагогического творчества, педагогическое изобретательство, нового в педагогической практике, направленной на формирование творческой личности, учитывает социально экономические и политические изменения в обществе и проявляется в определении цели, задач, а также содержания и технологий инновационного обучения. [1c.15]
В данной статье, я бы хотела сделать акцент на готовность воспитателя самому использовать в своей работе инновации и полностью понять всю значимость данной проблемы. На полном основании можно уверенно сказать, что готовность педагогов к инновационной деятельности относится к одной из педагогических проблем современного мира.
Проведя опытно-экспериментальное исследование в своей научной работе, используя методику Н. В. Морозовой на выявление уровня готовности педагога к инновационной деятельности, я обследовала педагогический коллектив детского сада численностью 30 человек. [5c.123] Педагоги были разного возраста, педагогического стажа и квалификационной категории.
В результате, мы выявили высокий уровень готовности, лишь у 5 человек. Это были воспитатели, кто в своей работе использует различные инновационные технологии без затруднений. На критическом уровне находились 15 человек, это были воспитатели, кто в своей работе лишь при необходимости и крайне редко использовали инновационные технологии. И на низком уровне оказались 5 воспитатель, кто не был готов использовать в своей работе инновации. Они опирались на традиционные методы обучения и воспитания детей.
Данные полученные в ходе моего научного исследования натолкнули меня на мысль, что педагоги, которые не используют в своей работе инновационные технологии могут, разделиться на две категории: способные к инновационному процессу и не способные. Может это звучит абсурдно, но готовность к нововведениям - это личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое, знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности). Есть педагоги, которые стремятся познать что то новое, саморазвиваются, прогрессируют. Их целью является постичь и внедрить в свою педагогическую деятельность инновационные технологии. Этих педагогов можно отнести к категории способных.
А есть воспитатели, которые отвергают саму мысль, прогресса. Их работа строится на постулатах советских времен, строгости и конкретики педагогической деятельности. Они не подвержены к социальным изменениям в мире и не считают, что воспитатель инновационной деятельности - это личность, с наиболее перспективным социальным типом педагога.
Теоретическое осмысление сущности инновационной деятельности позволяет прийти к выводу, что ее реализация требует не только владения знаниями педагогической инноватики, но и потенциальной готовности и способности специалиста к данному виду деятельности.
В психолого-педагогических источниках „готовность” определяется как активно-деятельностный подход личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи.
Готовность личности к инновационной деятельности проявляется, прежде всего в ее способности к организации, выполнения и регулирования своей деятельности, кроме того, готовность к деятельности определяется многими факторами, важнейшим из которых является система методов и целей, наличие профессиональных знаний и умений, непосредственное включение личности в деятельность, в процессе которой наиболее активно формируются потребности, интересы и мотивы получения существенных, значимых, самых современных знаний и умений.
Исходя из выше перечисленного можно сделать выводы: что готовность педагога к инновационной деятельности следует понимать как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием и определенным уровнем сформированности мотивационно-ориентационной, содержательно-операционной и оценочно-рефлексивных компонентов в их единстве, что проявляется в стремлении к инновационной деятельности и в подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне.
Список использованной литературы:
1. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
2. Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65