Любовь Владимировна Волкова
Аналитический отчёт по инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством
знакомства с игрушками народов Поволжья
Творческий проект
С детьми второй младшей группы
Долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта : «Знакомство детей с народной игрушкой Поволжья, как средство приобщения к народной культуре»
Образовательные области:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
Публикация «Аналитический отчёт по инновационной деятельности» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
• Художественно-эстетическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Развивающие:
Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти, творческого воображения, логического мышления;
Развитие эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств личности ребёнка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные:
Формировать интерес детей к народному творчеству Поволжья;
Воспитывать любовь к разным видам народного художественного творчества.
Образовательные:
Познакомить детей с разными видами народно-прикладного искусства, с особенностями росписи;
Помочь овладеть рисованием декоративных узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на созданных изображениях, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов.
Внедряя инновационное направление «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с игрушками народов Поволжья » в работу с дошкольниками, особое внимание уделяли разработке перспективного планирования на учебный год. План составлен в логической последовательности с применением современных дидактических форм и методов работы с детьми, обеспечивающих их приобщение к народной культуре.
Мы поставили цель – организовать в группе инновационную деятельность по разработке и апробации инновационной модели знакомство детей с народными игрушками Поволжья.
Организуя и проектируя инновационную деятельность, мы исходили из того, что инновация предполагает, во-первых, конкретизацию отдельных теоретических и практических положений в практике образования детей, во-вторых, дополнения и расширения известных теоретических положений, а также создание принципиально новых подходов, реализуемых в сфере образования дошкольников. В целом, инновационная деятельность требует инновационных изменений в образовательном процессе.
Проектируя инновационную деятельность по созданию модели знакомство детей с народными игрушками мы определили круг вопросов, решение которых и позволило разработать и апробировать такую модель, конструктивно изменяя, а точнее, развивая, сложившуюся образовательную практику:
-«зачем» на данном этапе развития дошкольного образования знакомить детей с народными игрушками ;
-«чему учить» детей, а именно, как выбрать содержание обучения, определить содержательные направления работы с детьми по данной проблеме;
-«как учить», ответ на этот вопрос предполагал разработку инновационных форм взаимодействия взрослого с детьми и детей друг с другом, программно-методического оснащения и создание развивающей среды;
-«почему так, а не иначе», необходимым моментом инновационной деятельности выступило обоснование содержания и методов образовательной работы с дошкольниками.
Этапы проекта:
1. Организованный этап.
*Изучали литературу, подбирали материал, находили и устанавливали эффективные связи с родителями.
*Выявляли уровень художественных способностей в изобразительном творчестве детей.
*Создали развивающую среду на основе различных видов искусства, предметного окружения.
*Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
* Разработали цикл занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
*Проводили индивидуальные беседы с родителями: опросы «Любит ли ваш ребёнок рисовать, лепить?»; «Имеется ли дома изобразительный материал и уголок для детского творчества? *Приобщали родителей к организации выставки декоративно – прикладного искусства разных народов (народной игрушки: русской и мордовской матрешки, дымковской и филимоновской игрушки и т. д.)
2. Основной этап.
Провели занятия к проекту:
15.10.19
Тема. «Знакомство детей с дымковской народной игрушкой»
Программное содержание. Формировать интерес к народным промыслам;
Воспитывать уважение к труду народных мастеров;
Прививать любовь к русскому фольклору;
Учить расписывать дымковскую игрушку, передавая характерные элементы росписи.
19.11.19
Тема. «Знакомство детей с филимоновской народной игрушкой»
Программное содержание. Продолжать развивать интерес к народным промыслам;
Воспитывать уважение к труду народных мастеров;
Прививать любовь к русскому фольклору;
Учить расписывать филимоновскую игрушку, передавая характерные элементы росписи.
Закреплять умение свободно и легко работать кистью и её концом;
Совершенствовать слитные движения руки, зрительный контроль над ними.
17.12.19
Тема. «Порадуем малышей игрушками забавами».
Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (песен, загадок, потешек);
Познакомить с русской игрушкой-забавой;
Учить рассматривать игрушку и рассказывать о ней;
Продолжать развивать речевую и познавательную активность.
14.01.19
Тема. «Матрешек русский хоровод».
Программное содержание. Вызвать у детей интерес к народной игрушке матрёшке; Познакомить с историей появления матрёшки на Руси, с поэтическим творчеством;
Учить рассматривать игрушку и рассказывать о ней; Помочь детям научиться правильно раскрашивать;
Развивать речевую и познавательную активность.
11. 02.19
Тема. «Путешествие в страну мастеров»
Программное содержание. Познакомить детей с художественным промыслом России. Учить самостоятельно, строить композицию с учетом формы узора.
Развивать речевую и познавательную активность. Развивать умение видеть, понимать красоту художественных изделий.
Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора; формировать основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.
Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
18. 03.20
Тема. «Знакомство детей со скульптурой малых форм»
Программное содержание. Вспомнить с детьми знакомые сказки;
Приобщать детей к истокам русской народной культуре на основе активного использования фольклора (загадок, потешек);
Развивать речевую и познавательную активность;
Познакомить со скульптурой малых форм;
Формировать основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.
15. 04.19
Тема. «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла»
Программное содержание. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. Рассказать об игрушках – самоделках крестьянских детей и о радости, которую они приносили. Вызвать желание к изготовлению русской народной игрушке. Развивать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
20. 05.19
Тема. «Итоговый»
Программное содержание. Обобщить знания и закрепить умение детей по всему пройденному материалу;
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья;
Помогать понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Продолжать формировать уважительное отношение к художественному труду, культуре народов Поволжья.
3. Заключительный этап.
У детей возрос интерес к художественному народному творчеству. Творчество обогатило жизнь детей новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Дети познакомились с народными игрушками, бытом, творчеством. Дымковские и филимоновские игрушки – согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Между тем народная игрушка – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребёнку, она и сегодня может не просто удивить, и обрадовать ребёнка, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьёзным наукам.
Научились готовить образцы, шаблоны народных игрушек, познакомились с элементами росписи народных игрушек, играть в подвижные игры. Общение детей с произведениями народного творчества очень важно для художественного развития дошкольников. На занятиях по инновационной деятельности дети усвоили навыки росписи матрешек, на основе знакомства с народным узором могут расписать дымковскую барышню, коня, познакомились с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки.
Это вызвало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Развитие творческих способностей несёт в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога, родителя делает процесс рисования успокаивающим, на лист бумаги выплёскиваются переживания, и дети освобождаются от них. Рисование помогает снимать напряжение.
Подходя к знакомству детей с народной игрушкой с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разностороннее воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта. Благодаря разнообразию народных игрушек, их видам, материалу и технике исполнения решается широкий круг воспитательных задач. При организации системной работы с детьми воспитателей, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Поэтому мы должны продолжать показывать детям красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные произведения, знакомить с декоративно-прикладным искусством.
Вывод. С поставленными задачами мы справились, на следующий год планируем тему инновационного проекта «Знакомство детей с устным, народным творчеством, через сказки народов Поволжья».