Татьяна Голикова
Организация проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
В этой связи интересно заглянуть в историю возникновения и поисков разнообразных методов обучения.
Публикация «Организация проектной деятельности» размещена в разделах
Жан Овидий Декроли, создавая «Школу жизни через жизнь» писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится». Заложенный в системе Ж. -О. Декроли переход в освоении реальности от «Я» - к миру, от простого ближнего окружения ребенка к более широкому (семья-город-страна) определил набор стандартных тем для дошкольников. Образовательный процесс в его системе складывался из триады: практическое наблюдение - ассоциация - конкретное выражение.
Американский ученый Джон Дьюи (1859-1952) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод - метод проектов.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом вы-полняют собственный проект, включаясь, таким образом, в реальную действительность и овладевал новыми знаниями. У. Х. Киллпатрик выделял 4 вида проектов : созидательный (производительный, потребительский (изготовление предметов потребления, проблемный (преодолевающий проблемные затруднения, проект-упражнение.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Полностью данный метод был запрещен в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).
В настоящее время использование проектного метода обучения практиками рассматривается как один из способов организации педагогиче-ского процесса в работе с детьми, в том числе с дошкольниками. По словам Л. Свирской, «. под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».
Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:
• у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
• взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;
• будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Таким образом, в основе проектного обучения лежат следующие принципы.
1. В центре внимания - ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имею-щей смысл для ребенка.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
«Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду».
С. В. Плахотников делит проекты на детские, когда ребенок выступает полноправным автором, взрослые и детско-взрослые (детско- родительские).
Особенность детско-родительского проекта в том, что в нем прини-мают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Особенности организации проектной деятельности :
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Алгоритм работы над проектом
1. Создание информационного поля:
• накопление знаний;
• подбор разнообразных наглядных и дидактических материалов;
• изготовление пособий и игр;
• чтение соответствующей литературы;
• мотивация родителей для включения в деятельность (выполнение домашних заданий).
2. Выдвижение идеи детьми:
• введение детей в «нормативную ситуацию» и выдвижение ими идеи;
• совместное обсуждение участников, форм, этапов и результатов проекта;
• формирование рабочих подгрупп.
3. Реализация, идеи:
• выполнение творческих заданий (индивидуальных, подгрупповых, коллективных);
• обсуждение результатов выполнения творческих заданий каждого этапа и планирование дальнейшей реализации проекта для достижения конечной цели (продукта);
• контроль и помощь взрослых (педагогов и родителей) в форме сотрудничества с детьми;
• наглядная фиксация результатов всех участников.
4. Презентация:
• обязательное условие - получение социально значимого продукта проектной деятельности;
• презентация результата проекта в различных формах : спектакль для гостей, альбом, коллаж, выставка творческих работ, поделка, видеофильм и др.
Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?
Детям
• На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.
• Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.
• Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.
Родителям
• Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.
• Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.
• На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.
• Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.
Педагогам
• Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком».
• На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.
• Создаются условия для активного самовыражения и творчества.
Можно выделить следующие индикаторы эффективности использования проектной деятельности :
• в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;
• развиваются познавательная и творческая активность;
• развиваются общие интеллектуальные способности;
• формируется познавательная мотивация.