Приложение МААМ

Организация проектной деятельности

Татьяна Голикова
Организация проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Организация проектной деятельности

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

В этой связи интересно заглянуть в историю возникновения и поисков разнообразных методов обучения.

Публикация «Организация проектной деятельности» размещена в разделах

Жан Овидий Декроли, создавая «Школу жизни через жизнь» писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится». Заложенный в системе Ж. -О. Декроли переход в освоении реальности от «Я» - к миру, от простого ближнего окружения ребенка к более широкому (семья-город-страна) определил набор стандартных тем для дошкольников. Образовательный процесс в его системе складывался из триады: практическое наблюдение - ассоциация - конкретное выражение.

Американский ученый Джон Дьюи (1859-1952) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод - метод проектов.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом вы-полняют собственный проект, включаясь, таким образом, в реальную действительность и овладевал новыми знаниями. У. Х. Киллпатрик выделял 4 вида проектов : созидательный (производительный, потребительский (изготовление предметов потребления, проблемный (преодолевающий проблемные затруднения, проект-упражнение.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н. К. Крупской, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Полностью данный метод был запрещен в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).

В настоящее время использование проектного метода обучения практиками рассматривается как один из способов организации педагогиче-ского процесса в работе с детьми, в том числе с дошкольниками. По словам Л. Свирской, «. под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».

Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

• у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

• взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;

• будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Таким образом, в основе проектного обучения лежат следующие принципы.

1. В центре внимания - ребенок.

2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имею-щей смысл для ребенка.

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

«Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду».

С. В. Плахотников делит проекты на детские, когда ребенок выступает полноправным автором, взрослые и детско-взрослые (детско- родительские).

Особенность детско-родительского проекта в том, что в нем прини-мают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Особенности организации проектной деятельности :

- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой:

- погружение в проект;

- организация деятельности;

- осуществление деятельности;

- презентация результатов.

Алгоритм работы над проектом

1. Создание информационного поля:

• накопление знаний;

• подбор разнообразных наглядных и дидактических материалов;

• изготовление пособий и игр;

• чтение соответствующей литературы;

• мотивация родителей для включения в деятельность (выполнение домашних заданий).

2. Выдвижение идеи детьми:

• введение детей в «нормативную ситуацию» и выдвижение ими идеи;

• совместное обсуждение участников, форм, этапов и результатов проекта;

• формирование рабочих подгрупп.

3. Реализация, идеи:

• выполнение творческих заданий (индивидуальных, подгрупповых, коллективных);

• обсуждение результатов выполнения творческих заданий каждого этапа и планирование дальнейшей реализации проекта для достижения конечной цели (продукта);

• контроль и помощь взрослых (педагогов и родителей) в форме сотрудничества с детьми;

• наглядная фиксация результатов всех участников.

4. Презентация:

• обязательное условие - получение социально значимого продукта проектной деятельности;

• презентация результата проекта в различных формах : спектакль для гостей, альбом, коллаж, выставка творческих работ, поделка, видеофильм и др.

Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?

Детям

На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.

• Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.

Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.

Родителям

• Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.

• Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.

• На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.

• Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.

Педагогам

• Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком».

• На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.

• Создаются условия для активного самовыражения и творчества.

Можно выделить следующие индикаторы эффективности использования проектной деятельности :

• в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;

• развиваются познавательная и творческая активность;

• развиваются общие интеллектуальные способности;

• формируется познавательная мотивация.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности при проведении внеурочной деятельности в школе-интернате В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и воспитанника. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить.

Организация проектной деятельности в ДОУ «Полезные овощи» во второй младшей группе Цель, направление деятельности проекта: накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой. Краткое содержание проекта:.

Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности Консультация Тема «Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности» В последнее.

Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Организация проектной деятельности дошкольников с природными объектами родного края «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Организация проектной деятельности с детьми младшего вопросы взаимодействия с семьей Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ Школа№93 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга "Организация проектной деятельности с детьми младшего.

Организация проектной деятельности в детском саду: система работы Рудакова А. А., методист ГБДОУ детский сад №82 Приморского района Санкт-Петербурга Организация проектной деятельности в детском саду: система.

Организация проектной деятельности в ДОУ Организация проектной деятельности в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых,.

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность в детском саду – это современный метод организации образовательно-воспитательного процесса. Основан на взаимодействии.

Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация проектной деятельности
Опубликовано: 26 мая 2019 в 18:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Голикова (УИ 575131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД