Иванова Елена Геннадьевна
Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать.
1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях.
2. Развивать зрительное внимание, память, воображение.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие речи дошкольников „Профессии“ с использованием инновационной технологии „синквейн“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий. Вот с таким инновационным, интересным и, на мой взгляд, результативным методом я хочу вас познакомить. Называется этот метод СИНКВЕЙН.
Синквейн легко интегрируется с другими образовательными областями программы и является одним из эффективных методов развития речи дошкольника.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, в данном случае в работе над проектом «Профессии».
Существуют определенные правила написания синквейна.
Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово
Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки. Например,
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает. (врач)
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна веду поэтапно :
Работу начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря о данной профессии. Чтобы ребенок мог правильно, полно, грамотно выразить свою мысль,
В первой строке синквейна задаю тему, которая заключает в себе одно слово.
На этом этапе я знакомлю дошкольников с понятием : «слово-предмет». Детям предъявляется существительное, которое обозначает профессию и отвечает на вопрос кто?
Соответственно актуализируется номинативная лексика, отражающая названия различных профессий.
Наряду со словом-предметом я ввожу символ или модель, обозначающие предмет.
В моем случае это графическое изображение человечка.
Почему именно такой символ? Я считаю, что он один из самых понятных символов для детей именно в перспективе нашего задания.
Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помним, что слово-предмет, т. е. профессия, о которой идет речь в данном синквейне – врач.
Вторая строка — два слова.
На этом этапе я ввожу «слово-признак».
Наша модель-прилагательное обозначает признаки, которые свойственны профессии врача и отвечают на вопросы какой, какая? соответственно актуализируется адъективная лексика (употребление в речи прилагательных).
Врач какой? Добрый, умный, заботливый.
Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели.
Одежда человечка окрасилась в желтый цвет. Это позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось?
Какая у человечка стала одежда?
Третья строка образована тремя глаголами. Т. е., на этом этапе я ввожу понятие “Слова-действия”, предъявляю модель-действие врача, чем актуализирую предикативная лексику (употребление в речи глаголов). Например,
Врач (что делает) осматривает, измеряет температуру, выслушивает.
Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.
Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к профессии. которую описывает.
Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Предложение состоит из четырех слов. Может состоять из трех или пяти слов.
Врач измеряет температуру.
Ну и наконец пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с профессией, о которой говорится в синквейне. То есть это личное отношение автора к профессии. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, чтобы это было отношение ребенка к предмету.
Например: помощь
Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, связанной с прфессией врач.
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. Поэтому синквейн может быть изображен в картинках. Для этого я использую мультимедийные средства обучения. Например, давайте попробуем составить синквейн к профессии повар.
Повар
Веселый, толстый
Варит, готовит. печет
Повар печет пироги
Обед
При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны)
дети оформляют как в форме графических рисунков, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
Я использую синквейн на занятиях по художественному творчеству – их легко составлять к любым поделкам, рисункам, аппликациям детей. Детям это очень интересно, т. к. они могут рассказать, какие качества или черты характера присущи человеку той или иной профессии
Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться с заданиями и я предлагаю детям используя слова из синквейна, придумать рассказ о профессии.