Светлана Ивановна Чекина
Личностно ориентированная технология как продукт инновационной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В течение учебного года в старшей группе ДОУ при реализации образовательных программ в приоритете была технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Фундаментальная идея личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу. В соответствии с данной идеей, при построении образовательной деятельности, педагогами группы большое внимание уделялось интегрированным занятиям, которые дают возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться своими впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность; применялся дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, уровню сложности. Активно внедрялись в педагогическую практику деятельностные формы познания мира (создание проблемной ситуации, целевая установка, мотивирование к деятельности, анализ результатов деятельности, сочетающие живой непосредственный интерес личности и возможность его удовлетворения самым естественным и приемлемым для ребенка способом – исследованием.
Публикация «Личностно ориентированная технология как продукт инновационной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Подробнее рассмотрим некоторые методы работы в данном направлении, которые активно использовались в педагогической практике.
Образовательное путешествие – педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности, это путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и дома, а также находится в непосредственной близости к ребенку. В процессе этой работы детям предоставляется возможность использовать те средства и способы, которые им по силам.
Начинается путешествие с определения темы, которая близка и понятна ребенку: «Живут герои сказок у нас в детском саду» (отправляемся на поиск сказочных героев в интерьере детского сада, «В гости к дереву» (исследуем деревья на участке детского сада, исследуем их, вспоминаем сказки, стихи, пословицы и поговорки про эти растения, «Трогать руками разрешается» (проводится в группе – обогащение тактильного опыта, получение опыта взаимодействия с непривычными для ребенка материалами, «Вслед за волшебным клубочком» (путешествие с использованием плана).
В ходе путешествия ребенок менее всего слушает педагога, обычно он что-либо делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Здесь главное для педагога – поддержать желание говорить о том, что дети видят и переживают.
В образовательном процессе большое внимание уделялось работе с книгой – текстами детской литературы, иллюстрациями. Акцент при работе с текстами ставился на вопросы открытого типа (что ты узнал? Что тебе запомнилось) и аналитического характера (почему? Зачем) – эти вопросы побуждают размышлять о прочитанном со своей точки зрения, сопоставлять и сравнивать. Использовались следующие формы работы с детьми : чтение произведения педагогом; самостоятельное рассматривание книг; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы в индивидуальной работе и работе в малых подгруппах, для возможности высказаться каждому ребенку, выразить свою точку зрения, аргументировать ее.
В конце учебного года по результатам мониторинга и педагогического наблюдения, были отмечены положительные результаты систематической и целенаправленной работы - воспитанники старшей группы проявляют интерес к иллюстрациям, поясняющим литературный текст, высказывают свои суждения, отношение к увиденным иллюстрациям, выражают свои мысли, чувства, эмоции; способны создавать собственные иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам.
Одна из важных задач реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. При реализации технологии личностно-ориентированного взаимодействия приоритетом становятся такие формы работы с детьми и родителями как конкурсы и выставки. В течении года были организованы выставки-конкурсы: «Новогодняя газета», «Необычная елочная игрушка», «Волшебный цветок», «День Победы»; выставки: «Свет в доме», «Предметы быта с растительным орнаментом». Такие формы работы способствуют установлению традиций в ДОУ, позволяют родителям и детям более тесно взаимодействовать друг с другом.