Татьяна Прохорова
Организация проектной деятельности при проведении внеурочной деятельности в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и воспитанника. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т. е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Публикация «Организация проектной деятельности при проведении внеурочной деятельности в школе-интернате» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Творческая деятельность воспитанника не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на занятии. Педагог также обязан научить воспитанника навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Творческие проекты в рамках кружковой работы дают возможность ребёнку реализовать и развивать свои способности.
В рамках кружка «Разноцветный мир» обучающиеся выполняют краткосрочные проекты. Это могут быть индивидуальные и групповые проекты. Так же это процесс, направленный на ознакомление воспитанников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, эффективный способ трудового воспитания.
Я применяю метод проектов в своей педагогической деятельности с целью :
-научить детей самостоятельно работать;
-выявить у обучающихся способность к сотрудничеству и коммуникации;
-формировать способность к решению личностных и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; -формировать у обучающихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Ставлю перед собой задачи:
- обучить планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению);
- формировать навыки сбора и обработки информации материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
- развивать умение анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
- формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, вы-полнять работу в срок в соответствии с установленным планом)
Тематика проектов определяется с начала учебного года.
При выборе учитываются:
- рекомендации педагога;
- интересы и способности детей;
- план школьных мероприятий;
Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.
Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.
Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.
Педагог в своей работе формирует у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Учит детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для создания запроектированных изделий.
Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.
Этапы проектной деятельности :
1. Подготовительный
- выбор темы проекта;
- предложение возможных вариантов и выбор лучшего.
2. Технологический этап:
- подбор материалов и принадлежностей;
- реализация проекта (практическая работа)
3. Аналитический этап:
- анализ результатов работы над проектом.
4. Критерии оценивания проекта :
- аргументированность выбора темы, обоснование;
- уровень творчества (оригинальность темы, представления проекта);
Индивидуальный проект “Оригинальная новогодняя игрушка”.
Является самым любимым и востребованным проектом. Его выполняют обучающиеся любого возраста. Это изделия из бумаги, нетрадиционных (бросовых) и природных материалов и т. Создание индивидуального произведения с последовательным усложнением композиции, имеющем разные задачи и преследующем одну цель.
Совместно-индивидуальная проект “День пахнущий мимозой”.
Представляет собой соединение индивидуальных работ обучающихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции. Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое. Юным художникам нашего кружка предоставляется полная свобода действий в этом проекте.
Коллективная проект «Осень, осень, ты прекрасна!»
Над проектом «Осень, осень, ты прекрасна!» работал весь класс. Работа выполнялась из природного материала, поэтапно, каждый из детей выполнял свою часть работы для создания общей композиции. Этот проект стал традиционным в работе кружка. Детям очень нравится работать с природным материалом.
Над созданием проекта «Новогодняя гостиная» работала группа из обучающихся 5 класса. Изучив информацию по данной проблеме, ребята обсудили несколько вариантов украшения классной комнаты. Выбрали лучший вариант и решили сделать снежинки из белой бумаги, вытынанки с символом года для украшения доски и окон в классе, гирлянды из цветной бумаги, камин из коробки, новогодние игрушки.
Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение.
Обучающиеся в подростковом возрасте показывают отличные результаты при выполнении проекта. После выполнения проектов ребята так ответили на мои вопросы:
Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?-Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи. Открыл в себе художника. Дружба помогает.
Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?-Совпали, потому что мы работали командой. Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.
Более 100% хотели бы еще участвовать в таком же или подобном проекте.
Таким образом, введение проектных технологий не отменило традиционных методов обучения, а расширило диапазон способов организации учебной деятельности.
Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.