Гульшат Гайнетдинова
Организация совместной деятельности взрослого и детей
▼ Скачать +Заказ
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Особенности совместной деятельности
- наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей, отрицая манипулятивный подход к детям;
- отсутствие жесткой регламентации детской деятельности;
Публикация «Организация совместной деятельности взрослого и детей» размещена в разделах
- процессы воспитания и обучения имеют деятельностные формы;
- данная форма исключает специально организованные занятия.
Организация совместной деятельности
Ненасильственное вовлечение детей в деятельность. Повышение активности детей в деятельности, демонстрируя собственную увлеченность ею. Важно сохранять баланс между инициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нее и т. п.
Варианты организации совместной деятельности
Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных в ходе непосредственно-образовательной деятельности знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Система игр берет на себя всю обучающую нагрузку. Именно в совместной деятельности должна быть сформирована система знаний и умений детей по разным разделам программы.
Условия организации сюжетно-дидактических игр условия (по А. А. Смоленцевой).
1. Отбор знаний, полученных на занятиях для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные на занятиях.
3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей.
4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
По итогам освоения основной общеобразовательной программы ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает следующие интегративные качества:
- любознательность, активность;
- интерес к новому, неизвестному;
- способность действовать самостоятельно;
- заинтересованность в образовательном процессе и др.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.
По итогам изучения психолого-педагогической литературы можно утверждать, что в процессе возникающего взаимодействия происходит информационный и деятельностный обмен, взаимовлияние друг на друга, что приводит к определенным изменениям в каждом из участников.
Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.
Однако, как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности:
- педагоги не осознают преимущества и результативность совместной деятельности педагога с детьми;
- многие педагоги не владеют технологией организации такой деятельности (создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога).
Современные исследователи предлагают различные способы организации на практике совместной деятельности взрослого с детьми как мотивация с использованием детской художественной литературы.
- реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
- события, специально "смоделированные" воспитателем (внесение предметов, ранее неизвестных детям и др.);
- события, происходящие в жизни возрастной группы.
Все выше перечисленные тема образующие факторы, будь то реально - жизненные события или события художественного повествования, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Составление плана на месяц может выглядеть следующим образом: неделя месяца, события в окружающем, познавательно - исследовательская деятельность, предметный материал, продуктивная деятельность, художественные тексты.
Второй способ организации совместной деятельности взрослого с детьми - это использование детской художественной литературы в качестве мотивации к предстоящей деятельности. Персонажи художественных произведений для детей близки и понятны детям, так как они очень на них похожи - такие же первооткрыватели, исследователи, экспериментаторы, путешественники. дошкольный образовательный игровой дети
Так, например, при знакомстве детей с системой координат и компасом на занятии в подготовительной к школе группе, можно составить на карте маршрут любого сказочного героя (Например, Доктора Айболита, который отправляется на помощь к своим друзьям в Африку). При знакомстве с картами разного масштаба, их условными обозначениями, можно составить и изобразить карту любой сказочной страны (Страна Оз, Цветочный город). Другие версии использования художественной литературы:
- при рассматривании различных минералов и их значении в жизни человека рекомендуется предварительное чтение П. Бажова "Серебряное копытце";
- при изучении видов строительных сооружений можно с детьми почитать Б. Житкова "Что я видел", Ю. Дружкова "Приключения Карандаша и Самоделкина";
- для классификации видов транспорта рекомендуется предварительное чтение Б. Житкова "Что я видел", рассказа в стихах С. Маршака "Почта";
- при изучении видов профессий можно использовать такую литературу, как стихотворение С. Михалкова "А что у вас?" или В. Маяковского "Кем быть?"
- при изучении движения воздуха рекомендуется использовать фрагменты рассказа "Невидимка" М Ильина, Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" и пр.
По нашим наблюдениям, если внимательно отнестись к содержанию детских художественных произведений, можно обнаружить в них множество познавательной информации, различных вопросов, поводов для организации с детьми познавательно - исследовательской, продуктивной, игровой деятельности.
Таким образом, организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.