Папки-передвижки

Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»

Анна Кириллова
Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Литературный обзор состояния вопроса.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Проблема становления межличностных отношений в дошкольном возрасте – одна из актуальных проблем психологов и педагогов.

Публикация «Опыт работы „Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком социального опыта, овладения свойственными этому возрасту культурными практиками: игрой, речью, продуктивными видами деятельности. В совместных формах последних возникают и совершенствуются психологические новообразования, происходит развитие субъект-субъектных, субъект-объектных и других отношений. Уже в среднем дошкольном возрасте сверстник становится значимым субъектом в жизни дошкольника. Он несет в себе не только образ предпочитаемого партнера по совместной деятельности, но и является источником развития коммуникативных навыков. Проблема овладения навыками совместной деятельности в детском возрасте приобретает особое значение в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Многочисленные психологические исследования показали, что кооперация детей со сверстниками способствует осознанию средств, способов действий, интенсификации процессов планирования, контроля, оценки, целеполагания, возникновению рефлексии, более глубокому пониманию изучаемого объекта, децентрации. Онтогенетический аспект становления различных форм совместности активно разрабатывается в отечественной детской, возрастной и специальной психологии (В. В. Агеева, О. П. Гаврилушкина, Т. Ю. Щербакова, Л. Н. Галигузова, Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, М. И. Лисина, И. В. Маврина, В. В. Рубцов, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина, В. В. Цымбал и др.).

Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения : Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев и другие.

Это связано с чрезвычайно важной ролью, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия в детском возрасте.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка (в том числе и в общении). Сюжетно-ролевые игры вводят его в мир социальных отношений, способствуют усвоению правил и норм общественных форм поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. Именно в игре дети учатся взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, обсуждать результаты, планировать совместные усилия для достижения общей цели. Приобретенные навыки сотрудничества в дальнейшем переносятся и на другие продуктивные виды деятельности (совместное рисование, конструирование).

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.

Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие к возникновению чувства неполноценности и подавленности, а иногда к агрессивности.

Работу по теме «Особенности межличностных отношений у старших дошкольников я начала в 2013 году.

Для реализации поставленной цели –изучение особенностей взаимодействия дошкольников- были определены следующие задачи:

Задачи:

1. Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

2. Воспитание интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого.

3. Развитие умения эмоционально выражать свои чувства.

4. Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

5. Развитие творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности.

6. Развитие способности к индивидуальному самовыражению детей.

7. Сплочение детского коллектива.

Мною были изучены труды:

1. Детская практическая психология под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000.

2. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

3. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии, 1994, № 6

4. Бодалёв А. А. «Личность и общение» М: Педагогика 1983 г.

5. Куницина В. Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.

6. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребёнка» М: Изд-во Институт практической психологии 1997 г.

7. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы

В основу моего опыта легли следующие принципы:

1) Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в образовательном учреждении должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

2) Принцип этичности – диагностическая работа должна проводиться с соблюдением этических норм и правил.

3) Принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка по-разному, индивидуально, включая закономерные и особенные черты.

4) Принцип комплексности, системности, систематичности предполагает, что необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Дошкольное детство- это период активного усвоения ребенком социального опыта, овладения свойственными этому возрасту культурными практиками: игрой, речью, продуктивными видами деятельности.

Наблюдение -описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Беседа - метод изучения личности, ее мотивов, чувств, мышления, намерений, понимания стоящих задач. Беседа дополняет наблюдение и эксперимент.

Сотрудничество -согласованная совместная и ценностно значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.

Группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами.

Коллектив (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Партнерство -форма сотрудничества, участники которой отдают себе отчет в ограниченности объединяющих их целей, интересов, задач, в наличии или возможности возникновения между ними серьезных расхождений, конфликта интересов и, как следствие, прекращения отношений партнерства.

Взаимодействие -процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т. п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь.

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры

Межличностные отношения -совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т. д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Общение -сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Лидеры (наиболее благополучные в общении дети) обычно оказываются дети, которые преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, как правило, веселые и приветливые.

Дети, менее выбираемые в общении -это обычно те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне неуверенные в себе.

Отверженный ребенок - это тот ребенок, с которым дети меньше всего предпочитают общаться.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада старшей, а затем и подготовительной группы. В данной группе 26 человек: 14 девочек и 12 мальчиков. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Так в своих работах американский психолог Т. Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только "группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки". Т. Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

А по определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

В своей работе я использовала следующие методы: наблюдение, беседа (Приложение 6, рисунок (Приложение).

Наблюдение проводилось в течении 2-х недель отдельно с каждым ребенком.

Целью наблюдения было исследование межличностных отношений в группе и выявление при этом положительных и отрицательных сторон наблюдения как метода изучения.

Критериями наблюдения являлись:

1. общительность ребенка с детьми.

2. умеет ли организовывать детей в игру.

3. умеет ли без конфликта играть с другими детьми.

4. охотно ли делится игрушками

5. сочувствует ли другому ребенку, утешает ли.

6. часто ли обижает других.

7. как реагирует на обиду со стороны сверстника.

8. всегда ли бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками.

Наблюдение проводилось в свободных видах деятельности: в играх.

Во время индивидуальной беседы я задавала вопросы каждому ребенку.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Проработав с детьми, педагогами, родителями по теме: «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»; изучив результаты диагностики детей, я решила обобщить свой опыт работы, который поможет педагогам в дальнейшей деятельности по изучению взаимодействия дошкольников.

В моем опыте отражены собственные разработки и методики, накоплен большой материал, который максимально способствует изучению отношений детей в группе и семье. Данный материал поможет реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по данной проблеме в ДОУ, районе, социуме.

В свой опыт работы я внесла материал, предназначенный для реализации всестороннего развития и воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Я использовала новые методы и методики:

В своей работе я использовала как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

• Наглядные (наблюдения). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

–распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

• Словесные (беседы, опросы, анкетирование, консультации).

• Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре, как средству сплочения детского коллектива, а также социометрические методики, метод проблемных ситуаций, метод исследования внутрисемейных отношений, метод диагностики детско-родительских отношений и т. д.

• Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна. Стремление воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения, определило проблему исследования.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна данного опыта состоит в том, что:

1. Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность глубже изучить особенности межличностных отношений старших дошкольников.

2. В разработке и определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей более эффективному формированию межличностных отношений старших дошкольников, которые могут применяться в работе воспитателей детского сада.

3. В авторских разработках конспектов непосредственно образовательной деятельности и практических заданий.

4. В привлечении родителей.

5. В разработке авторских игр.

6. Использование развивающих программ и ЭКТ, мультимедийной

установки.

7. В подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы, в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математическое содержание) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Публикации по теме:

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд Актуальность Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена.

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно.

Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.

Открытое мероприятие по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна»Открытое мероприятие по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна» униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная.

Проект «Развитие межличностных отношений детей 3–5 лет (на материале народных игр)» Введение Актуальность темы проекта. Развитие межличностных отношенийу детей 3-5лет является на современном этапе развития российского общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 марта 2016 в 13:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кириллова (УИ 491504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД